Зачем Лукашенко противопоставляет Беларусь «русскому миру»

Президент Беларуси Александр Лукашенко призвал создать учебник истории, в котором бы достоверно отображалась тысячелетняя история становления белорусского государства. Пока историки недоуменно приподнимают бровь, Лукашенко штудирует научные труды Института истории Национальной академии наук, в которых указано, что белорусская государственность начала формироваться в середине IX века — с созданием Полоцкой земли.

Надо прописать и внедрить в умы наших людей правду. Здесь если и есть какой-то национализм, то это национализм здравый,заявил Лукашенко, подчеркивая независимость белорусского народа.

В то же время обострились и экономические разногласия между Москвой и Минском: не исключено, что новая идеологическая база Беларуси создается второпях — для подкрепления экономических споров.

«Ридус» выяснил, что думают о демонстративной концепции «Беларусь — не Россия» эксперты.

Истоки фейковой государственности

Заведующая центром археологии и древней истории Белоруссии Института истории Национальной академии наук Ольга Левко заверила главу государства в том, что процесс формирования территорий восточнославянских раннегосударственных образований и их центров стоит трактовать по-новому:

Становление Полоцка в качестве центра данного государственного образования осуществлялось на местной племенной основе, в то время как в Новгороде и Киеве для этого приглашали варягов. Даже в последующем полоцкие земли, входя в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, развивались автономно, сообщила Левко президенту Лукашенко.

Историки, впрочем, быстро обнаружили прямую ложь и передергивания в представленном Лукашенко цикле трудов «Истоки белорусской государственности: Полоцкая и Витебская земли в IX—XVIII вв.еках».

В исторической науке нет разногласий насчет населения Древнерусского государства: в нем не было ни русских, ни украинцев, ни белорусов, а были славянские племена, которые активно взаимодействовали и перемешивались. Полоцкое княжество было одним из таких племен — точнее, племенных центров, но и это едва ли тянет на исток белорусской государственности.

Более того, согласно «Повести временных лет», варяги вовсе не брезговали Полоцком: Рюрик посадил в городе одного из своих соратников. Имена полоцкого князя Рогволода и его дочери Рогнеды — скандинавские, а не славянские. И даже крещен Полоцк был не святым Владимиром, а скандинавом Торвальдом Путешественником.

Нет никаких исторических свидетельств того, что, будучи частью Великого княжества Литовского, полоцкая земля имела какую-то автономию. Да, Полоцк, будучи приграничной территорией, регулярно переходил под власть Русского государства, но то же происходило и со Смоленском, и с другими приграничными городами. Отношения России с ВКЛ, а затем Речью Посполитой всегда были непростыми. Но Беларуси в этих отношениях не было и быть не могло. Белорусский народ формировался в результате этого российско-польско-литовского взаимодействия,напоминает газета «Взгляд».

Тем не менее, по мнению Лукашенко, каждый, кто осмелится оспаривать эти прописные истины, доказанные историками, археологами и генетиками — не иначе как «тунеядец», которого используют в корыстных целях для раскачивания лодки.

«Акно дыскурсу»

Внедрение концепции «Беларусь — не Россия» активизировалось в 2014 году с крымскими событиями: тогда маргинальное течение, настаивающее на том, что Беларуси как наследнице Великого княжества Литовского приходится соседствовать «с дикой и варварской Россией», стало постепенно пробиваться к верхушкам белорусской власти.

Старший научный сотрудник Института философии Академии наук Беларуси Алексей Дзермант напомнил, что идеология литвинства активно использовалась коллаборационистами во время Второй мировой войны:

Но эти взгляды настолько радикальны для белорусского общества, что получить сколь-либо широкое распространение у них нет никаких шансов. Это взгляды маргинальной группы. Хотя, конечно, они пытаются всячески слепить эту историю, в которой Великое княжество Литовского подается в антироссийской трактовке.

По словам историка, работа по популяризации идеологии литвинства вовсю ведется в белорусской блогосфере и в социальных медиа. Националистически настроенные граждане намерены организовывать массовые празднования в честь битвы при Орше 1514 года, в которой, как известно, сражались войска Московского княжества и Великого княжества Литовского.

Весте с тем, едва ли раскрутка подобных исторических событий дойдет до государственного уровня, продолжает Дзермант:

История наполнена войнами. Но делать из этого вывод о том, что Беларусь и Россия постоянно находились в конфликте в то время, и транслировать это на современность — это уже политическая манипуляция, она создается с целью посеять семя вражды,заключил историк.

Деловая идеология

Корень активизировавшихся исторических споров кроется в обнажившихся экономических противоречиях Москвы и Минска, полагает научный сотрудник Центра социально-философских и антропологических исследований Института философии НАН Беларуси Петр Петровский. При этом не исключено, что идеи литвинства насаждаются с подачи Запада.

Литвинство — это прежде всего русофобская идеология, идеология противопоставления Великого княжества Литовского общерусской истории. Но появились определенные круги, финансируемые Западом. Их действия направлены на то, чтобы отделить историю Литовской Руси от общерусской истории и использовать этот механизм в современных политических условиях, чтобы противопоставить белорусский народ российскому.

Напомним, накануне власти Беларуси приняли решение импортировать нефть из Ирана «из-за дефицита российских энергоносителей». Эксперты констатируют, что это решение не имеет никакого экономического обоснования и является полностью политическим ответом Минска на «обиды», нанесенные Москвой: спор по поводу цены на газ длится уже больше года.

При этом попытки Москвы найти компромисс встречаются белорусским руководством в штыки. Как ранее писал «Ридус», авторы книги «Экономика Беларуси: Исторические очерки XX-XXI» Юрий Павловец и Сергей Шиптенко уже три месяца сидят в белорусской тюрьме.

Им вменяют статью 130 «Разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни» Уголовного кодекса Республики Беларусь, несмотря на то, что их книга на поверку оказалась одним из наиболее объективных трудов, посвященных процессам экономического развития Беларуси за более чем полвека — от окончания Великой Отечественной войны до наших дней.

Именно Россия являлась и является основным торгово-экономическим партнером республики, удельный вес которой во внешнеэкономической деятельности до сих пор столь велик, что сопоставим с долей всех стран Евросоюза вместе взятых. Без российской поддержки деградация Белоруссии была бы безальтернативной и более стремительной, чем в других постсоветских республиках. Ни о каком социально-экономическом благополучии в «тучные годы» сегодня не приходилось бы вспоминать, и планы на будущее исходили бы из совершенно других условий,говорится в книге Павловца и Шиптенко.

«Подобные действия белорусских властей подпитывают тренд на отделение Беларуси от России», — констатирует аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. Чтобы противостоять этому тренду, России следует принять определенные меры.

«Нужно в принципе больше внимания уделять Беларуси. До последних трех лет у нас и сорокамиллионной Украине внимания не уделяли, и к чему пришли в итоге? Беларусь если появляется в российских СМИ, то исключительно в контексте „крестного батьки“, или в передачах, которые с точки зрения российских зрителей критикуют реальные негативные моменты, связанные с белорусской властью, а для белорусской стороны кажется, что тем самым кидается камень в Белоруссию как таковую», — отметил Бышок в беседе с «Ридусом».

По словам аналитика, российским медиа и экспертам нужно свести к минимуму негативный эффект на белорусское общество, «почаще вспоминая о второй части Союзного государства, в котором происходит масса событий».

Россия должна использовать свои информационные ресурсы для того, чтобы пропагандировать общерусскую идеологию и транслировать ее в Беларуси. Одна из основных проблем российско-белорусских отношений связана с тем, что нет идеологического измерения в этих отношениях. Мы строим Союзное государство, не отвечая на вопрос, а почему Россия и Беларуси должны в него объединиться. Должен быть четкий ответ: мы объединяемся, потому что великороссы и белорусы — это один народ.

«Тема единства должна быть представлена на российских телеканалах, которые транслируются в Беларуси, — уверен Бышок. — Природа нашего Союзного государства весьма двойственная: у нас есть соглашение о создании такого государства, но нет единого флага, нет идеологии этого государства, нет понятия, куда мы идем. Более того, у нас имеются расхождения в интерпретации исторических событий. Я думаю, что пока у нас есть эта двойственность, конфликтные ситуации будут возникать. Причем не только в плоскости экономики.

ridus.ru

[customscript]postcode[/customscript]

Оцените статью
Наш Гомель - Новости Гомеля сегодня
Добавить комментарий

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.