3 января православные чтят память Святителя Петра, Митрополита Московского и всея Руси. Он первым из русских митрополитов жил в Москве, а не во Владимире или Киеве. Еще при жизни святителя, благодаря его выдающейся церковно-государственной деятельности, современники ставили его в один ряд со святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. А после смерти митрополита Петра, о нем постоянно упоминают русские летописи, поскольку ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у его гроба, где к тому же еще и нарекались и избирались русские Первосвятители. Святитель Петр родился во второй половине 13 века на Волыни, в семье благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына Евпраксии во сне Господь открыл благодатную предызбранность ее сына.

В 12 лет Петр поступил в монастырь, где ревностно исполнял все монастырские послушания. Много времени он уделял также изучению Священного Писания и иконописанию. За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После достижения священства, он, по благословению своего наставника, ушел из монастыря и основал обитель в уединенном месте на берегу реки Ратс, где так прославился подвигами благочестия, что известность о нем пошла по всей Волыни, и к нему потянулись люди. Для приходивших иноков здесь был выстроен храм во Имя Спаса, и основан монастырь, названный Новодворским. Игуменом был избран святитель Петр, который кротко наставлял духовных чад и никогда не гневался на провинившегося инока.

Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, которому игумен Петр преподнес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы. Перед этим образом святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли. А после его смерти в 1308 году именно Петр был посвящен в митрополиты всея России. Сначала он поселился в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его вскоре переехать во Владимире на Клязьме.

В первые годы управления Русской митрополией святителю Петру пришлось нелегко. Русь, страдавшая от татаро-монгольского ига, была разрываема и внутренними войнами. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Он призывал враждовавших князей к миролюбию и единству, а во время постоянных объездов епархий неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где его приняли с честью. Там он получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита. Именно святитель Петр, по просьбе великого князя Иоанна Калиты, в 1325 году перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело очень важное значение для всей Русской земли. Также по его совету и благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Скончался святитель Петр, митрополит Московский и всея России 21 декабря (по старому стилю) 1326 года в Москве и был погребен в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам себе приготовил. Множество чудес совершилось по молитвам святителя еще при его жизни, но и после смерти угодника Божия многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание святителя Петра началось со дня его преставления и быстро утверждалось и распространялось по всей Руси, чему способствовало политическое возвышение Московского княжества. А в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя Петра князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров.

Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иване III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. Также при гробе святителя нарекались и избирались Московские Первосвятители. В 1472 году, при перестройке Успенского собора, были обретены нетленные мощи святителя, а в 1479 году совершалось второе перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа (18 октября и 6 сентября по новому стилю). А день его кончины Русская Православная церковь отмечает по новому стилю 3 января.

[customscript]postcode[/customscript]