Мотив молитвы

Налево ты не смей ходить, но «Отче наш» читать обязан

— К нам вчера будущий президент приходил!

Так лет десять назад пошутил знакомый священник по поводу беседы на духовные темы в одном провинциальном приходе. Языком этих встреч был белорусский. Вот и тянуло туда иногда очень политизированную публику (например, Павел Северинец, которого в шутку и назвали будущим президентом). Это вообще очень показательно для большой части нашей оппозиции. Как только видят в церкви или костеле что-то белорусское, так сразу бегут туда.

Тут икона в белорусском стиле. Значит, наш храм. Правильный. Не москальский. А вон там Евангелие на службе по-белорусски читают. Срочно туда. Напоминает народную логику выбора между костелом и церковью. «В костеле сидят. Там удобнее!», — говорят одни. «Ничего. Мы постоим. Не развалимся», — говорят другие.

Примерно на таком уровне рассуждают сейчас в БХД (движение по созданию партии Белорусская христианская демократия), одним из лидеров которой стал как раз  Павел Северинец. Кстати в этом году БХД отмечает столетие с момента первой активности христианских демократов в Беларуси.

Смешение политики и религии вообще вещь интересная, но не всегда приятная. В случае с БХД политика, похоже, съела христианство с потрохами. Вот что сказал недавно Северинец в интервью по поводу столетия БХД:

«Наша формула — «Народная партыя з хрысьціянскім сэрцам». БХД — гэта шырокая партыя, якая ўключае і агностыкаў, і атэістаў, і мусульманаў, і юдэяў. Але асноўную частку складаюць хрысьціяне — гэта наша ключавая мэтавая група, уцаркоўленыя хрысьціяне і сумленныя прафэсіяналы. Таму для нас натуральна, што хрысьціянскія каштоўнасьці — ня толькі этычныя, але і палітычныя. Бо прымененае да грамадзтва хрысьціянства паляпшае камунікацыю паміж людзьмі, дае больш спакою. Мы клясычная хрысьціянская дэмакратыя. У нас былі пэрыяды, калі было больш рэлігійнага ці больш сьвецкага элемэнту. Але корань і сарцавіна — гэта хрысьціянства. Таму малітвы перад мерапрыемствамі, якія мы праводзім, — гэта ня толькі даніна традыцыі, але і хрысьціянскае дзеяньне. Але мы разумеем, што ня ўсе хрысьціяне і што ня ўсе хрысьціяне ўцаркоўленыя».

То есть партия пусть будет христианская, но включать туда можно всех. Даже атеистов. Еще раз. Атеистов. В христианскую партию… Немного проясняется картина мира Павла Северинца, когда мы читаем дальше: «…Прымененае да грамадзтва хрысьціянства паляпшае камунікацыю паміж людзьмі, дае больш спакою». Вроде, все правильно сказал. Но это очень распространенная ошибка – сводить христианство лишь к каким-то правилам хорошего поведения в обществе. Однако дело даже не в этом. Вот он говорит, что в БХД читают молитвы перед мероприятиями. И это для него не только дань традиции, но и христианское действие. А потом тут же Павел выдает, что у них в БХД понимают, мол, не все в движении христиане.

Дальше больше.

Цитирую:

«— А што робяць сябры БХД, якія зь нейкіх прычын ня хочуць маліцца перад пачаткам мерапрыемстваў?

— Яны нармальна ставяцца да гэтай традыцыі. Разумеюць, што гэта хрысьціянская дэмакратыя. Я шмат разоў бачыў і агностыкаў, і атэістаў, якія разам з усімі ўставалі і чыталі малітву. Гэта, дарэчы, «Ойча наш», якую ўсе ведаюць».

Что вообще в голове у атеиста, который читает «Отче наш», входит в христианскую партию? Жалко нет такого прибора, чтобы туда заглянуть.

И, конечно, лидер БХД не может обойти стороной вопрос геев. Потому сейчас так модно. И вообще это европейские ценности. Хотя БХД – это и христианские ценности, но ведь и европейские тоже. А европейские – это однополые браки. Но христианство несовместимо с такими браками… Короче, мозги закипают. Неразрешимая вроде бы проблема. Только не для БХД.

Сейчас Павел всё разложит по полочкам.

«Што тычыцца людзей, якія адкрыта вызнаюць гомасэксуалізм, мы ня лічым, што гэта норма. І мы ня лічым, што гэта трэба рабіць нормай. Мы лічым нормай моцную сям’ю, мужчыну і жанчыну, якія могуць нараджаць ці ўсынаўляць дзяцей. Усё іншае — гэта спроба разбурыць сям’ю».

Ну вроде бы все по-христиански.

Однако:

«Але чалавек можа ў прыватным жыцьці паводзіць сябе так, як ён лічыць патрэбным, гэтага ў яго не забірае нават Бог. Але публічнае маніфэставаньне такіх рэчаў несумяшчальнае з хрысьціянскай дэмакратыяй. Магчыма, у БХД і ёсьць такія людзі, але яны не паказваюць гэта публічна. Тут трэба адрозьніваць».

То есть публично нельзя, а дома хоть гарем пылких юношей держи.

На всякий случай Павел уравновешивает это спорное утверждение таким пассажиком:

«Я ведаю людзей, якія ў царкве каюцца за грэх гомасэксуалізму і стараюцца зьмяніць сябе. У маім уяўленьні яны значна больш нармальныя, чым тыя, хто хавае свае пазашлюбныя ці блудныя гетэрасэксуальныя сувязі».

Вот так. Право налево нет. За то можно быть геем-христианином, который прикрывается фиговым листочком по названием «стараюцца зьмяніць сябе». Ловкость слов и никакого мошенства. Учитесь, студенты!

Автор: Платон Петров

[customscript]postcode[/customscript]