Чугунок картошки, танцы на крышах вагонов и хулиганство на сцене. История старейшего актёра гомельского драмтеатра Фёдора Иванова

«Я очень счастливый человек!». Эту фразу Фёдор Николаевич Иванов во время интервью повторяет много раз. И он действительно так считает, потому что в жизни ему всегда везло. Фёдор Николаевич родился в простой семье в Украине, детство его прошло в России, учился в Беларуси, а в 1954 году приехал по распределению работать в Гомельский областной драматический театр. Не единожды его звали на работу в другие города — не поехал. И ни разу об этом не пожалел. Сейчас Фёдору Николаевичу 88 лет, гомельской сцене он отдал 63 года жизни.

НАЕДИНЕ С МИНСКОМ

Фёдор Иванов родился в 1929 году в деревне Чирсов­ка, Запорожской области. Когда он был ещё совсем малень­ким, семью раскулачили и сослали на Север, под Архангельск. Кроме Фёдора, в семье Ивановых было ещё пятеро детей. Сегодня никого из них в живых уже нет. Самая младшая, Любочка, умерла сразу после отъезда из родной деревни. Старший брат погиб во время Великой Отечественной войны.

Фёдор прожил на небольшой северной железнодорожной станции до 1949 года. А потом уехал учиться в техни­кум в Мелитополь, где жила его сестра. Техникум он окончил с отличием и получил специальность «Культурно- просветительская работа». Из техникума 20-летнего Фёдора в 1950 году направили поступать в Минский театральный институт, который пару лет как открылся.

— Был большой конкурс. На курс набирали 25 человек, а заявок поступило около 600. К тому же я приехал в Минск в чём стоял. Денег не было, род­ственников или хотя бы знако­мых — тоже. Но я везунчик по жизни. Пришёл сразу с вокза­ла в театральный институт и заговорил с первым встретив­шимся на пути человеком. Им оказался будущий педагог по гриму Аркадий Самойлович Бескин. Он принял участие в моей судьбе. Когда узнал, что мне негде жить, тайком давал вечером ключ от одной из аудиторий, где я и ночевал. Так я жил недели две, пока шли вступительные испыта­ния, — вспоминает Фёдор Николаевич.

Аркадий Самойлович под­собил не только с жильём. Он также помог подготовиться к решающему экзамену — этюдам.

— Я готовил отрывки про­зы, стихотворение, знал бас­ню, а этюды, которые тоже нужно было сдавать при поступлении, — не выучил. Этюд — последняя и самая главная ступенька на экзаме­не. И хоть Аркадий Самой­лович был преподавателем по гриму, он помог мне под­готовиться. Правда, сейчас и не вспомню уже, что читал на экзаменах. Ох, много лет про­шло! Помню, что стихотворение читал современного в то время автора.

Фёдор Иванов в институт поступил. Когда увидел своё имя в списках, чуть не задо­хнулся от радости. И сразу засобирался домой, на Север. Нужно было раздобыть сред­ства к существованию, хоть на первое время. Деньги на билет до дома дал всё тот же отзыв­чивый Бескин.

Дома студента как могли собрали к учёбе. Купили новые брюки, рубашку, ещё кое-что из одежды, дали немного денег. И к концу сентября Фёдор вер­нулся в Минск. Минский теа­тральный институт находил­ся в те годы в здании Белорус­ского театра оперы и балета. В небольшом помещении было всего пять аудиторий. В них и занимались студенты четы­рёх курсов.

На занятиях Фёдор позна­комился с одногруппниками Лёней Козловским и Володей Кулишем. Втроём они сня­ли квартиру недалеко от суво­ровского училища. Это была маленькая комнатка разме­ром не больше 15 квадрат­ных метров, единственное окно находилось вровень с тротуаром. Но и такое жильё для бедных студентов стало большой удачей. К тому же там всегда было тепло. Фак­тор немаловажный. Платили по десять рублей с человека. Так и жили первый год учё­бы. Потом хозяйка постави­ла перед фактом, что больше не будет сдавать комнату. При­шлось искать другое жильё. За ту же цену нашли кварти­ру в центре. Некоторое вре­мя жили там. А потом в рай­оне оперного построили пять домиков. Четыре отдали толь­ко что основанному хору Цито­вича, а один — под театраль­ное общежитие. Туда посели­ли иногородних.

ТАНЦЫ НА КРЫШАХ ВАГОНОВ

К студентам в институте предъявляли строгие требова­ния. Поэтому из 25 поступив­ших на курс окончили его толь­ко восемь человек. Остальных отчислили во время учёбы за прогулы и неуспеваемость. Преподаватели были в пря­мом смысле заслуженные. Это, например, Борис Аркадьевич Мордвинов, в 1947-53-м годах главный режиссёр Белорусско­го театра оперы и балета, Кон­стантин Николаевич Санников, режиссёр, актёр, Народный артист БССР, лауреат двух Ста­линских премий, Борис Вик­торович Платонов, актёр теа­тра и кино, Народный артист СССР. И этот список можно продолжать.

— Несмотря на то что все педагоги уже тогда были известными людьми, они были простыми, добрыми. И заботи­лись о нас. Бывало, придём на занятия утром. Зима. Холод. Константин Николаевич спра­шивает: «Вы сытые, ребята?». Местные обычно отвечали, что сытые. А нас он сажал в маши­ну, вёз в какую-нибудь близ­кую деревню, заходили в дом к хозяйке, заказывал чугун кар­тошки и банку огурцов. Сам, пока мы кушали, что-нибудь читал в машине. А потом вёз нас в университет на занятия. Там часов до семи вечера учи­лись. Потом шли в общежитие и занимались до 11-12 часов. Ещё подрабатывали в Боль­шом театре и на телевидении. Я участвовал во всех операх Большого. Был на одной сце­не с Александровской, Михай­ловым, Козловским, Лемешевым. Правда, в массовке. У нас это называется миманс. Пер­вые два года Мордвинов не разрешал студентам даже это­го. Никто не имел права быть на сцене. А потом уже мож­но было. И мы ходили. Пла­тили 1 рубль 50 копеек. В то время любые деньги были не лишними.

Вот, например, Лариса Пом­пеевна Александровская пела арию, а на заднем плане шли составы. Серьёзно, в оперном театре ездили настоящие вагоны. А мы на крышах играли солдат, танцевали! Это чудо было! Не поверите, я до сих пор помню все их повадки, этих удивительных талантливых людей, которых посчастливилось встретить в молодости. Мне в жизни так везло, вы себе не представляете!

Фёдор Иванов знал Николая Пинигина, отца современного белорусского режиссёра, художественного руководителя Купаловского театра. Он учился на несколько курсов старше. С Пинигиным-старшим связана одна история. Как-то под Новый год первокурсники просто сидели в общежитии, не праздновали, потому что денег не было. И вдруг в открытую форточку прилетел свёрток.  А там — бутылка водки, колбаса и хлеб.

— Это так поздравил нас с праздником Пинигин, что­бы мы могли отметить Новый год, — выяснил впоследствии Фёдор Николаевич.

«ГДЕ ВАШ ПУЛЕМЁТ?»

В 1954 году Фёдор Иванов окончил театральный инсти­тут, и его направили на рабо­ту в Гомельский областной драматический театр. На тот момент здание театра уже было построено на площади Ленина, но пустовало. Шёл поиск руко­водителя, актёров.

Фёдор Николаевич вспоми­нает, что его судьба могла сло­житься по-другому. Потому что сначала в Гомеле хотели открыть музыкальный театр.

— Мы ждали в Минске ме­сяц после окончания учёбы, пока решится вопрос быть театру драматическим или музыкально-драматическим. От этого зависело, поедем ли работать в Гомель. Пото­му что у каждого из этих теа­тров своя специфика в плане подбора актёров. Решала Мо­сква. Решили в пользу драма­тического театра. И мы, пяте­ро выпускников, приехали. В театре, кроме директора, ни­кого ещё не было. Потом при­ехал режиссёр Георгий Кац­ман, до этого он возглавлял те­атр в Магадане. Кацман при­влёк на ведущие роли актё­ров, с которыми работал в ма­гаданском театре.

Гомель встретил Фёдо­ра Иванова и определил ему здесь своё, особое место.

— Площадь и прилегающие к театру улицы выглядели иначе, нежели сейчас. Не было ещё зданий «Белтелеко­ма», облисполкома, зато стояла пожарная каланча, за театром был в несколько этажей старый дом, где располагалось театральное общежитие. Там я и поселился. Дали одну квартиру на пятерых. В одной комнате жили мы с одногруппниками, а в другой — две девочки из нашего института. Сам Гомель только в центре был многоэтажным. После фабрики «Спартак» улица Советская представляла собой деревню, деревянные домики стояли и на проспекте Победы. Но город мне сильно понравился. Очень красивый! Я много где бывал, поэтому могу сравнивать.

Первая роль в гомельском театре у Фёдора Иванова была в спектакле «Годы странствий», который поставил режиссёр Георгий Кацман. Роль была без слов — Фёдор Николаевич играл солдата в массовке. Но именно её он запомнил на всю жизнь. Потому что тогда впервые вышел на сцену как состоявшийся актёр.

— На премьере обычных зрителей, по-видимому, совсем не было. Одни обкомовские, горкомовские, райкомовские работники, почётные люди го­рода. Спектакль начался в 11 часов и шёл до 14. Большой был спектакль.

Потом Фёдор Иванов испол­нил ещё много ролей. Причём главных. Первая его большая роль была в спектакле «Хру­стальный ключ».

— У меня было амплуа, ко­торое можно обозначить как «герой-простак». Ну а кого я мог играть тогда? Молодо­го, жизнерадостного, весёло­го… Это и немного комедий­ное амплуа. Расскажу ещё од­ну историю. Когда меня сей­час встречают старые знако­мые, зрители, мои ровесники, они всегда смеются и спраши­вают: «Где ваш пулемёт?». Это запомнили, как я иногда позво­лял себе хулиганить на сцене. Когда уже первый страх про­шёл, в багаже были несколько сыгранных ролей. В одном из спектаклей я играл партизана-разведчика. По сценарию в определённый момент я начи­наю стрелять из пулемёта. Пу­лемёт заряжали холостыми па­тронами, но звуковой эффект был такой, будто стреляю бо­евыми. И вот я иногда повора­чивался и направлял пулемёт в зрительный зал. Меня да­же предупреждали, чтобы так не делал. Потому что зрители на первых рядах пугались. На вопрос я обычно сейчас отве­чаю: «Пулемёт — на фотогра­фии в музее!».

Тот самый пулемёт. Спектакль «Глубокое течение», 1957 год.

ЛЮБОВЬ И ПРОЧИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Не раз Фёдора Николаевича пытались переманить на рабо­ту в другие театры. Даже обе­щали поспособствовать, что­бы он получил звание Заслу­женного артиста БССР. При­глашали в минский ТЮЗ, в Казахстан, Чернигов, Харь­ков, Полтаву, Уфу. Но судьбу, как всегда, определила лю­бовь и быт. В начале 1960-х годов Фёдор Николаевич уже был женат, родилась дочь. А в Гомеле выделили хорошую трёхкомнатную квартиру. Же­на Наталья Васильевна Ниж­ник родом из-под Минска, окончила Гомельское музы­кальное училище имени Соко­ловского и стала дирижёром.

— Я же говорю, счастливый человек! Всю жизнь мне везло. Представьте, мне, мальчишке, и дали свою квартиру. До этого, правда, пожил в общежитии, а некоторое время — и в самом театре. Потом занимал с женой одну из комнат в трёхкомнатной квартире на улице Крестьянской, напротив обкома партии. Кстати, позже эту квартиру полностью мне и выделили. В квартире вместе с нами сначала жили Нина Алексеевна Кор­неева, которая потом получила звание Народной артистки БССР, с мужем Сергеем Ти­грановичем Давыдовым, тоже актёром гомельского драмтеа­тра. Они занимали две комнаты, а мы — одну.

Да и гомельской сцены хватало. В первые годы работы театр ставил в год десять спектаклей. Два — главный режиссёр и очередные — по три. А работало три режиссёра.

— Конечно, театр должен был ориентироваться на зрителя. Но его задача какая? Во-первых, познакомить зрителя с классикой. Во-вторых, с современной драматургией. И так, чтобы было интересно, чтобы зритель не спал. Мы старались соответствовать. И если уж ставили комедии, то весь зал падал от смеха. Люди приходили покупать билеты и специально интересовались, кто играет в спектакле. Шли не столько на спектакль, сколько на любимых актёров. Помнят это только люди моего поколения. Бывает, и сейчас цветы приносят. Хотя, казалось бы, зачем мне. Не главная роль ведь…

В общем, Фёдор Иванов остался в Гомеле и до сих пор выходит на сцену областного драмтеатра. Сколько за это время сыграно ролей, да­же невозможно подсчитать. В 1968 году ему было присвоено звание «Заслуженный артист БССР».

У Фёдора Николаевича две дочери, две внучки, внук и правнук. Профессию актёра выбрал только внук Дмитрий. Он окончил в Минске Белорусскую академию искусств и сейчас живёт в столице и работает в театре кукол.

Спектакль «Шуточка, или Бермудский параллелепипед».

Советский район

[customscript]postcode[/customscript]

Оцените статью
Наш Гомель - Новости Гомеля сегодня
Добавить комментарий

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.