На праздновании так называемого Дня воли 25 марта 2018 года со сцены организаторов выступил Председатель синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Сергий Лепин (на фото агентства Белапан). Он призвал к миру и спокойствию, а также апеллировал к Независимости как важной ценности. Примечательно, что свою речь Лепин закончил словами «Слава Христу! Жыве Беларусь!».
«Телескоп» попросил прокомментировать участие и заявление представителя БПЦ в концерте белорусской оппозиции Главу Ассоциации православных экспертов, Кирилла Фролова.
— Пресс-секретарь Белорусского экзархата Сергий Лепин, по сути? поддержал т.н. «День воли» — сборище ненавистников исторической Руси, называющих себя белорусскими националистами, а на самом деле уничтожающими то, что белорусский народ хранил и созидал веками. Таким образом, они являются разрушителями белорусской идентичности, идентичности исторически православной и русской», — считает эксперт.
— Более того, о. Сергий Лепин «опроверг» святого Патриарха Тихона, который сто лет назад, 18 марта 1918 года, осудил «Брестский мир» и отторжение Малой и Белой Руси от России. Приведем отрывки из специального Послания Патриарха Тихона от 5(18) марта 1918 (по случаю заключения Брестского мира).
«Заключенный ныне мир, но которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чу́ждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу, – такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же православной принесет великий урон и горе, а отечеству неисчислимые потери», — привел слова Патриарха Глава Ассоциации православных экспертов.
— Прот. Сергий Лепин, приветствуя «день отречения от православного русского выбора святого равноапостольного князя Владимира», по сути, приветствовал и отречение от святых и просветителей Белой Руси, которые стояли на том, что Белоруссия — это Западная Русь. Чтобы достойно выйти из этой ошибки, сделанной о. Сергием, нам, православным мирянам, в соответствии с основами Социальной концепции Русской Православной Церкви, важно поставить принципиальные вопросы о «тотальной популяризации» в среде белорусской молодежи, оболваниваемой западнической антиправославной русофобией, пророков Западной Руси — великих белорусов, доказавших русское основание Западной, Белой Руси: проф.Михаила Кояловича (автора «Лекций по истории Западной России»), Илариона Чистовича, о. Иоанна Григоровича, В. Завитневича, К. Харламповича, Д. Бедновича, и, главное, о скорейшей канонизации «Моисея Западной Руси» равноапостольного митрополита Иосифа (Семашко), вернувшего в Православие из униатской тьмы 1,5 миллиона белорусов. Отмечу, что важным шагом на пути к канонизации апостола Белой Руси, благодаря которому Белоруссия сейчас является православной, является выход книги современного белорусского историка из Белорусской Духовной Академии прот. Александра Романчука о митрополите Иосифе в издательстве Крутицкого Патриаршего подворья, — подытожил Кирилл Фролов.