Неравенство богатых и бедных в фотопроекте Майлза Литтла.
Не секрет, что сейчас одному проценту населения принадлежит половина всего мирового состояния, в то время как половина человечества владеет лишь одним процентом от общего богатства.
Топ-менеджеры в Америке зарабатывают примерно в 350 раз больше обычного сотрудника. В 2014 году 25 самых высокооплачиваемых менеджеров хедж-фондов суммарно получили 11,6 млрд долларов, и это относительно небольшая сумма по сравнению с предыдущими годами.
Куратор и фоторедактор Майлз Литтл посвятил этой теме книгу и выставку под названием «1% привилегий во время глобального неравенства» (1%: Privilege in a Time of Global Inequality), где собраны работы разных фотографов. Книга, деньги на публикацию которой собирались через Kickstarter, должна выйти в декабре. Идею фотопроекта автор объясняет так:
Я хочу, чтобы люди начали вести диалог об экономической справедливости, о наших общественных приоритетах и ценностях. Тех ли героев мы чествуем? Правильно ли мы поступаем друг с другом? Или наши устремления направлены по неверному пути?
Литтл надеется, что его читатели и зрители задумаются об этом, узнав больше о жизни сверхбогатых людей. Вот, что фотограф рассказывает о своем проекте.
Идея пришла ему в голову во время отпуска в штате Оахака в Мексике, когда он обсуждал с другим куратором фотографию, богатство и неравенство. Майлз уехал воодушевленным — он решил сделать проект, где бы эти три темы пересекались. Снимок «Варвара в своем домашнем кинотеатре» показывает, каково расти ребенком в привилегированной семье в России. По словам Литтла, фотограф Анна Складманн описывала девочку «как бабочку, пытающуюся вырваться из своего кокона».
Изображение из серии «Уничтожение гор», в которой фотограф рассматривает влияние угольной промышленности на культуру и пейзаж Аппалачей. Эту фотографию Литтл выбрал за зловещую атмосферу. Он говорит:
За потребление и изысканные запросы приходится расплачиваться экологией. Можно скрыть это за аллеей деревьев, но последствия затронут многих людей.
Этот снимок сделан в алмазной шахте в Танзании. В своей серии фотограф Дэвид Ченселлор запечатлел нищих местных жителей, живущих поблизости от шахты. Они вгрызаются в породу, надеясь найти алмазы или алмазную пыль. Какой сюжет! Здесь одновременно можно увидеть роскошь, ущерб экологии в результате постройки шахты и неприкрытое насилие со стороны сильных мира сего.
Литтл сознательно не использует привычные образы богатства, которые мы регулярно видим в таблоидах и голливудской продукции. Эта фотография из серии 2008 года «Рай сейчас» (Paradise Now) показывает деревья, залитые искусственным светом азиатских городов. Литтл сообщает:
Я хотел показать фантастическую, маниакальную экономическую активность. На выставке, во многом посвященной экономике, мне было важно показать труд, высокую производительность и непосредственно работу.
По словам Литтла, ему хотелось избежать клише вроде злодейских толстяков-банкиров. Это изображение из Шанхая он прокомментировал так:
На снимке эффектно подано соседство богатства и бедности, красивых зданий и руин.
Майлз Литтл объясняет:
Я хотел, чтобы на выставке были представлены красивые ценные вещи.
Здесь сфотографирован человек, лежащий в бассейне на 57-м этаже отеля Marina Bay Sands, а на горизонте за ним виден финансовый район Сингапура.
Снимок «Голливуд, Калифорния» взят из книги о знаковых пейзажах американского запада. Литтла эта фотография привлекла тем, что «здесь видна нелицеприятная изнанка символа финансовой и культурной мощи».
Вид с воздуха на закрытый коттеджный поселок в Хендерсоне, штат Невада, вызывает у Литтла вопросы об устойчивости такого образа жизни и его экологических побочных эффектах.
Чтобы в пустыне Невада зеленели газоны, нужно много воды. Дома выглядят чуждыми этому пейзажу, и я задаюсь вопросом, сколько же на это уходит ресурсов?
Слабые служат сильным — нередкое зрелище в Америке, — говорит Литтл, но тут же замечает: Я не собирался критиковать человека на фотографии, меня привлекает метафора, глобальная идея.
Что стоит за великолепным внешним видом Chrysler 300? Литтл счел это удачным поводом порассуждать об автоматизации и ее влиянии на средний класс.
Важно говорить о давлении, которое испытывает средний класс, и в этом контексте автоматизация — важная тема. Мы развили невероятное технологии, например, у нас есть такие роботы. Но это приносит не только пользу, ведь рабочих мест больше не становится.
Фото «Прожектор» взято из книги о новых казино и заброшенных военных объектах в Вендовере, штат Юта, и Западном Вендовере, штат Невада. Литтл комментирует:
Перед нами невероятно соблазнительный сверкающий желанный предмет, но это иллюзия — перед нами потолок, а не дверь. Это конец, а не начало.
Нью-Йорк, уличный проповедник призывает Уолл-стрит к покаянию. По мнению Литтла, это «один из символов американской финансовой системы».
Литтл хотел выбрать работу, говорящую языком роскоши. Он комментирует:
Мой проект — о привилегиях и исключительности, так что я критикую привилегии и богатство на языке привилегий и богатства». Интерьер этого оперного театра в Монте-Карло является примечательным образцом декаданса, а кроме того, театр находится внутри казино — средоточия «риска и больших денег».
Литтл оговаривается:
Конечно, я не утверждаю, что все богатые люди — злодеи. Например, я выбрал фотографию парка Хай-Лайн в Нью-Йорке — он был построен в том числе благодаря огромным пожертвованиям миллионеров, и он очень идет Нью-Йорку.
Этот снимок Гарварда был выбран, чтобы обратить внимание на проблемы американского образования. Литтл говорит:
Мне кажется, очень важно не забывать о разрыве в качестве обучения. Наши программы среднего образования обходятся с нами по-разному в зависимости от места жительства и других привилегий. Конечно, лучшие в мире университеты находятся в Америке, но кроме них есть сотни учебных заведений, обучение в которых стоит целое состояние, хотя учат в них плохо.