«Хочу перемен»: музыка как инструмент управления толпой

Виктор Цой Новости

6 августа 2020 в г. Минске в Киевском сквере сторонники штаба Светланы Тихоновской провели акцию, сорвав проведение городского мероприятия. При этом акция ознаменовалась тем, когда ди-джей включил песню группы «Кино» «Хочу перемен», которая в свое время использовалась как политический инструмент в конце 80-х гг. в эпоху горбачевской перестройки. Однако данная песня имеет совсем другой смысл.

Виктор Цой не создавал лозунгов

Рок-группа «Кино» и ее солист Виктор Робертович Цой (1962–1990) действительно на рубеже XX в. была очень популярным исполнителем. Действительно в то время удивлялись, как простой парень из Ленинграда, который работал кочегаром в котельной, стал популярным на всем советском и затем уже постсоветском пространстве.

Виктор Цой – это человек своей эпохи. Его песни были популярными не из-за тяжелой политической ситуации в СССР, а потому что он умел создавать искусство с помощью бытовых образов. В интервью программы «До 16 и старше» музыкант признается, что содержание его песен совпало с содержанием и контекстом эпохи, в которой жил тогда В. Цой и вся страна – эпохи перемен. Однако, как он сам говорит, своими песнями он обращается не к политической ситуации эпохи, а к человеку, который оказался скованным определенными обстоятельствами жизни.

 

«Мы не создаем лозунгов», — говорил музыкант. «Мы говорим о том, чтобы человек был свободным от обстоятельств жизни. Главное, чтобы он сохранял скорее себя, нежели какой-то внешний комфорт». Вот, почему и поется в песне:

Сигаpеты в pyках, чай на столе – эта схема пpоста.

И больше нет ничего – все находится в нас.

Смысл, который заложен в этих строках самим авторов заключается в том, чтобы человек оставался самим собой и довольствовался малым – тем, что он имеет сейчас. Пусть это будут сигареты в руках или чай на столе… Более того, музыканты группы уже после смерти В. Цоя признаются, что смыслом песни было также ожидание школьных перемен. Вот почему ликование многотысячной толпы на антисоветских митингах под эту песню приводили В. Цоя в недоумение. Музыкант понял, что из его творчества сделали политический проект, в который он невольно оказался втянут.

Рок-музыка – это основа продвижения бунтарской идеологии

Нужно сказать, что рок-культура в целом является современной производной романтической поэзии, с помощью образов которой художник создает некий идеальный образ мира. Этот образ, к которому стремится лирический герой, создается с помощью особого поэтического языка. Часто поэтами становятся те, кто в своем творчестве изображают недовольство окружающей действительностью. Но для рок-культуры важным является не только слова, но ударный ритм, который воздействует на подсознание слушателя. В основе этого ритма лежит протест, с помощью которого герой рок-поэзии осуществляет достижение своих идеалов. Именно этих характерным ритмом характеризуется песня «Хочу перемен».

Как известно, эпоха конца 80-х – начала 90-х была переломной, и этому перелому способствовала в том числе и рок-культура. Ее популярность в молодежной среде можно понять, поскольку молодые люди часто стремятся изменить жизнь окружающего мира радикальными средствами, в том числе и с помощью насилия, поскольку ожидают этих изменений сиюминутно. Так уже в нашей культуре было в эпоху Октябрьской революции и после нее, когда переписывались старые и создавались новые тексты, осуждающие царскую Россию и прославляющие новый советский строй и его атрибуты:

Белая армия, чёрный барон
Снова готовят нам царский трон,
Но от тайги до британских морей
Красная Армия всех сильней.

Актуальность движения неформальных рокеров, таких как панки, рэверы, металлисты и другие на рубеже веков, объяснялось стремлением молодежи отказаться от ценностей советского строя и освоить ценности других культур, чуждых нам. Популярность рок-групп на рубеже эпох показывало трансформацию ценностей, прежде всего, в странах советского строя. Молодые люди готовы были поверить во все, что угодно, но только не в идеалы советского человека. С помощью музыки они и выражали свой протест.

Если заглянуть глубже, то сегодня на философии бунтарства и недовольства основаны технологии всех революций. И появление песни «Хочу перемен» на акции в Киевском сквере в контексте современной белорусской ситуации «политической пандемии» на митинге оппозиции в Киевском сквере не только снова втягивают В. Цоя в политическую гонку, но и выражают желание молодых людей изменить все радикальным образом с помощью любых средств. При этом, если их спросить, в чем был смысл этой песни, никто так и не ответит, поскольку современное молодое поколение не жило в эпоху реальных перемен. Так что музыка в данном случае является лишь инструментом манипуляции сознанием, а мечта о переменах – это идеалы романтиков-революционеров.

Оцените статью
Наш Гомель - Новости Гомеля сегодня
Добавить комментарий

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.