Не так давно вниманию общественности была предложена статья главы Российского государства Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев», в которой российский президент, опираясь на неопровержимые исторические факты, напомнил (тем, кто об этом предпочитает забыть) об изначальной целостности Руси и Русского народа, об извечном стремлении великороссов (русских), белорусов, малороссов (украинцев) к общерусскому национально-культурному единству.  При этом ключевую роль в русской истории и современном развитии Русского мира играет наследие святого равноапостольного великого князя киевского Владимира.

О личности князя Владимира Святославича и непреходящем значении его государственной деятельности, о злободневности статьи Владимира Путина шёл заинтересованный разговор на состоявшейся недавно в Российском центре науки и культуры в Минске белорусско-российской видеоконференции «Святой князь Владимир-Креститель и общерусское единство».

Инициаторами видеоконференции выступили Белорусское общественное объединение «Русь», Институт стран СНГ (Москва) при поддержке Российского центра науки и культуры в Минске.

В конференции приняли участие белорусские и российские учёные, общественные и политические деятели.

С приветственным словом к участникам конференции обратился глава Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь Эдуард Феликсович Крусткалн, который отметил важность сохранения  памяти об истоках зарождения православной веры среди русских славян, напомнил о трудностях, связанных с переходом народов древней Руси от старой языческой веры к православию, а также рассказал участникам конференции о проходившем по республике Всебелорусском крестном ходе  «Не в силе Бог, а в правде!», посвящённом 800-летию со дня рождения Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.

Фролов Кирилл Александрович (Москва), заведующий отделом по связям с Русской православной церковью Института стран СНГ, историк, писатель и публицист, рассказал о многотысячном православном Крестном ходе, который проходил  в Киеве 27 июля накануне Дня крещения Руси и стал «грандиозной манифестацией православных верующих, разрушающей миф создателей проекта Украины как антиРоссии о его необратимости». К.А.Фролов особо подчеркнул, что статья главы Российского государства и лидера Русского мира Владимира Путина является ясным свидетельством того, что наступило долгожданное время собирать Русь.

Бабурин Сергей Николаевич (Москва), доктор юридических наук, профессор, президент Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, затронул тему 300-летия провозглашения осенью 1721 года Российской империи. Выступающий отметил, что «империя – это не синоним монархии, это качественное состояние цивилизации, которое является общим домом для многих народов. Российская империя всегда была цивилизационным союзом славянских, угро-финских, тюркских и других народов, скреплённых православием, русским языком, образом жизни и культурой. И зарождение русской имперской государственности произошло именно во время крещения Руси. Наши предки говорили: «В купель входили древляне, кривичи, вятичи, а из купели выходил русский»». Докладчик подчеркнул, что Крестный ход в Киеве – «это ответ на попытки разрушить православие на Украине в угоду силам глобализма, желающим управлять миром, разрушив цивилизационный стержень наших народов».

В завершении С.Н.Бабурин высказался о необходимости крепить общерусское (восточнославянское) единство, с удовлетворением сославшись на статью В.В.Путина о единстве русского и украинского народов, где «на высшем государственном уровне зазвучали мотивы, которые мы отстаиваем 30 лет». В том числе то, что «Владимир Креститель – наша общая основа, фундамент, который мы должны крепить, а не разрушать… А потому нельзя было допустить, чтобы Крым и Севастополь стали военно-морской базой НАТО». «Не посрамим чести наших предков и оставим потомкам собранную воедино нашу общую Родину», — заключил С.Н.Бабурин.

Степанов Анатолий Дмитриевич (Санкт-Петербург), главный редактор Информационно-аналитической службы «Русская народная линия», отметил, что мы живём во время формирования т.н. «нового мирового порядка», частью которого является попытка разрушения мирового духовного и культурного наследия. Поэтому «проводники нового мирового порядка» целенаправленно бьют по церковному наследию, т.к. оно является основой нашего культурного, мировоззренческого и исторического единства. Доказательство тому и то, что происходило в 2020 году во время попытки цветной революции и государственного переворота в Белоруссии, когда отдельные церковные клирики и даже некоторые архиереи поддержали прозападных глобалистских мятежников, прикрываясь лукавыми разговорами о церковном окормлении и заботе о мирянах.

Выступающий высказался о необходимости формирования православно-патриотическим сообществом интеллектуального «продукта», направленного на укрепление Российского государства, упрочение Русского мира на православно-русских началах.

Криштапович Лев Евстафьевич (Минск), доктор философских наук, профессор, остановился на историческом значении крещения Руси, а также о важности понимания   общерусского единства для видения перспективы дальнейшего развития Республики Беларусь, Российской Федерации и Союзного государства. Л.Е.Криштапович подчеркнул, что «Русская вера – это наша духовно-мировоззренческая характеристика, лежащая в основе   нашего единства».

Выступающий остановился на актуальности статьи В.В.Путина о единстве наших народов, отметив, что «главный посыл, который пытаются навязать наши противники, – это якобы отсутствие общерусского единства, что является грубым искажением нашей истории. Отказ от осознания общерусского единства будет означать отказ от нашей истории, а это будет значить отказ от признака народа».

Чарота Иван Алексеевич (Минск), доктор филологических наук, профессор, академик Сербской академии наук, говоря о значении крещения Руси, отметил, что русские славяне, крестившись, обрели православную духовность. Он также остановился на ключевой роли православия как культурообразующем факторе, в т.ч. для белорусов. При этом выступающий назвал большое количество «столпов» нашей культуры – учёных, князей, государственных деятелей, которые созидали Русь на территории нынешней Белоруссии. Это Ефрасинья Полоцкая, Кирилл Туровский, княжна Иулиания Ольшанская, Антоний и Иоанн Виленские, Афанасий Брестский и др.  Выступающий отметил, что важнейшими духовно-культурными центрами на Западной/Белой Руси были православные монастыри Полоцка, Турова, Заблудова, Бреста, Могилёва, Мстиславля, Слуцка, Жировичей и др. При этом важнейшая роль в деле просвещения принадлежит именно православному монашеству.

Букарский Владимир Валерьевич (Кишинев), исполнительный директор Молдавского филиала Изборского клуба, член Экспертного центра Всемирного Русского Народного Собора, политолог, наглядно показал угрозы для Молдавской православной церкви Московского Патриархата, существующие при прорумынском режиме президента Майи Санду; остановился на способах их отражения; описал деструктивную роль московских лоббистов церковного раскола в Молдавии. Он отметил, что после празднования 300-летия провозглашения Российской империи будет естественным через год отметить 210-летие присоединение Бессарабии к Российскому государству.

Геращенко Андрей Евгеньевич (Витебск), председатель Координационного совета белорусских организаций российских соотечественников (КСОРС), председатель Витебского общественного объединения «Русский дом», писатель, публицист, в своем выступлении подчеркнул, что благодаря православию Русь-Россия стала преемницей античной цивилизации. Докладчик отметил, что в современных условиях, когда в рамках Русской цивилизации существует два состоявшихся государства — Российская Федерация и Республика Беларусь, которые строят общерусский цивилизационный, союз в формате Союзного государства, наличие Белорусского Экзархата Московского Патриархата представляется наилучшей формой внутреннего устройства Русской православной церкви, которая позволяет Патриаршему Экзарху непосредственно общаться с высшим руководством Республики Беларусь.

А.Е.Геращенко обратил внимание, что с приходом на пост Патриаршего Экзарха митрополита Вениамина Белорусская православная церковь стала занимать определенно четкую позицию поддержки и Союзного государства, и нашего общерусского цивилизационного единства. В заключении выступающий отметил: «Вклад православия в наше единство сопряжено и с триединством русского народа, и с единством православного славянского мира».

Селиванов Алексей Сергеевич (Луганск), глава Союза патриотических сил Донбасса, убедительно показал обратимость и ничтожность разрушительной идеологии «украинцев как отдельной от русских нации», которая в Республиках Донбасса попросту исчезла, оставшись без какой-либо поддержки со стороны граждан Донецкой и Луганской народных республик.
Выступающий отметил, что для привлечения молодёжи в число сторонников Русского мира необходимо сделать русское самоопределение  привлекательным, проводить мероприятия, который раскрывают красоту и величие Русской цивилизации.

«Не надо нам бояться говорить, что мы — русские, не надо бояться поднимать русскость на щит, это вопреки расхожему мнению привлекает  и другие народы. Уважают и любят сильных».
Куницкий Дмитрий Валерьевич (Минск), философ, политолог, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Белоруссии, высказал мысль о том, что церковь сейчас является той силой, которая «способна дать отпор любой силе противников русской государственности и строительства Союзного государства», и патриотические общественные силы «могут чего-то добиться только под церковным сводом».

В числе важных событий этого года выступающий назвал создание специального синодального отдела по сотрудничеству со светскими учебными заведениями под руководством протоиерея Федора Повного, аналогов которому нет ни в Российской Федерации, ни на Украине, а также ряд других положительных синодальных преобразований.

Выступающий высказался о необходимости создания в Белоруссии ряда сообществ, таких как православное информационное агентство, православное объединение учёных, православной интеллигенции и т.д. В каждом из этих сообществ тема общерусского единства и союзной государственности занимала бы одно из важнейших мест.

Сергеев Николай Максимович (Минск), представитель Института стран СНГ в Белоруссии, председатель Белорусского общественного объединения «Русь», в своём выступлении подчеркнул, что геополитический противник России, Белой Руси и Союзного государства в течение трех десятков лет целенаправленно вел работу по выстраиванию в Республике Беларусь т.н. «глубинной Речи Посполитой». Это не только десятки, а, может, и сотни всевозможных некоммерческих организаций, многочисленная сеть польских образовательных центров и информационных ресурсов, но и подспудно внедряемый в белорусское общество польско-шляхетский взгляд на прошлое, а значит, на настоящее и будущее Белоруссии. Выстраивая в Республике Беларусь «глубинную Речь Посполитую», ее «архитекторы» следуют правилу политики иезуитов на западнорусских землях некогда подвластных Речи Посполитой — «чтобы на Руси не было Руси».

Далее Н.М.Сергеев сказал о необходимости выстроить свою программу по духовному созиданию Руси в Республике Беларусь. «Причём пробуждать и укреплять Русь (а это в первую очередь миропонимание) на белорусской земле необходимо преимущественно на местной основе», — отметил выступающий. В заключении Н.М.Сергеев подчеркнул, что Русь необходимо пробуждать не только в Республике Беларусь, но и в Российской Федерации, и на Украине, т.е. на всей исторической Русской земле.

Нестерков Олег Петрович (Минск), общественный деятель, член Белорусского общественного объединения «Русь», говорил о том, что идея общерусского единства имеет в Белоруссии зримые воплощения в лице тех современных городов, которые построены ещё во времена Древней Руси. В частности, выступающий привел в пример старинный город Браслав (исторический Браславль) в Витебской области, построенный князем Брячиславом Полоцким в 1065 году. Город хоть и небольшой, но имеет славную историю и с ним связаны имена целого ряда известных деятелей русской истории.

В XI-XIII веках Браславль был пограничной крепостью Полоцкой земли на рубеже Руси и Литвы, во время борьбы Великого княжества Русского за независимость от Литвы и Польши (30-е годы XV в.) в городе одно время находилась ставка великого князя Русского Свидригайло. В начале XVI века Браславлем владела дочь великого князя Московского Ивана III, великая княгиня Литовская и Русская, королева Польская Елена Ивановна (супруга короля и великого князя Александра Ягеллона) — защитница Православной веры в польско-литовском королевстве. Позже Браславлем владели князья-рюриковичи Мосальские. Браслав — небольшой, но имеющий славную историю город, который может стать одной из точек опоры культурно-цивилизационного единства Русского мира.

В заключении участники видеоконференции высказали общее мнение, что было бы исторически справедливо учредить 28 июля в Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, государственный праздник — День Крещения Руси.

Член политсовета оргкомитета партии «Союз»