На главной сцене Витебска ставят спектакль по пьесе белорусского нациста-предателя

На главной сцене города Витебска пытаются поставить спектакль по пьесе белорусского нациста-предателя. Первые чувства, которые возникают, узнав эту новость — это как минимум удивление, а затем негодование. Для каждого жителя Беларуси, неважно каких политических взглядов он придерживается и во что верит, какой национальности и внешности, для каждого, кто хоть немного осознает весь ужас произошедшего, нет времени страшнее и кровавее, чем то, которое пережила наша многострадальная земля и народ в период Великой Отечественной Войны.

Сколько боли, страданий и мук пришлось вытерпеть нашему народу, живым людям, живущим на нашей земле, таким же, как и мы сейчас: обычным, дышащим белорусским воздухом и живущим обычными человеческими проблемами. Это не сухие факты и бесчувственные буквы в книгах по истории – это люди, из плоти и крови, со своими чувствами и страхами, проблемами и переживаниями…такие, как мы. Как наши родители, наши дети.… Только понимая это можно действительно осознать и прочувствовать, насколько это все было страшно. СТРАШНО…ни одно слово, ни в одном языке в полной мере не сможет передать вложенного в него смысла, когда мы говорим о Великой Отечественной Войне.

 

Каждому мало-мальски образованному человеку известны факты отношения к нашему народу руководства Третьего Рейха. День 22 июня 1941 года должен был стать днем начала истребления славянских народов, включая и белорусов. Гитлеровцы, нисколько не стесняясь эпитетов и в принципе подбирая слова поуничижительнее, говорили о НАШИХ предках, о НАШЕМ народе: «Скопление животных», «славянское семейство кроличьих»*, «180-миллионная смесь рас и народов, чьи имена невозможно произнести и чья физическое естество таково, что единственное, что с ними можно сделать — это расстреливать без всякой жалости и милосердия».

Возможно, найдутся среди читающих эти строки те, у кого не дрогнет ни единой жилки. Но стоит только вам на минуту представить, что это отношение, этот план касается лично вас, и это не пустая угроза, а теперь вы тот самый скот, которого ведут на убой и мало шансов на спасение, и ни единой капли жалости. Вот просто потому, что вы тот, кем родились, и это оказалось кому-то не угодно. Представили? Прочувствовали? Если не получилось – значит, плохо представили. Нет на земле ни единого живого существа, кто не испытал бы мучительного ужаса в действительности оказавшись на этом месте.

Это все не пустые слова, существует множество документов подтверждающих то, что собирались делать нацисты согласно генеральному плану “Ост”. Черным по белому в этом официальном документе значилось, что белорусы должны будут лишиться своей родной территории и превратиться в гитлеровских рабов, рабов немецкой нации.

А “план голода” Бакке с его призывом “не проявлять никакой поддельной жалости” к мирному населению на нашей земле, а приказ оправдывающий любые действия нацистских солдат в отношении наших земляков, даже самые кровавые и жестокие… И как по другому можно еще понимать и интерпретировать эти приказы? Это ведь не просто бабушкины россказни и легенды — это суровая правда, страшнее всякого, самого кровавого фильма ужасов, но в реальности.

Или может быть кто-то думает, что “ой, ну это же не обо мне…я же наверняка голубых…синих…фиолетовых кровей, ко мне не было бы такого отношения”. Ан нет. Приказ касался всех. ВСЕХ. Русскоязычных, белорусов-патриотов, белорусов с польскими корнями…Всех. И абсолютно глупо считать, что тех, кто планировал сразу истребить треть населения захваченной земли, а остальных использовать, как рабсилу заботился о том, чтобы в действительно учесть какие-либо интересы порабощенного народа. Максимум – кинуть кость, как собаке, чтоб пока это нужно, она тяфкала что надо и как надо.

Печально, что и сейчас находятся люди, которые не осознают этих простых и очевидных истин. Не видят этой жестокой правды за пеленой своей гордости, самомнения, ощущения собственной значимости. Так было и в те страшные времена, ибо это в человеческой сущности — надеяться на собственную уникальность, а так же на то, что кого-то в пространстве глобальных целей это может волновать.

Абсурдно, парадоксально, но те, кто больше всего стремились выделиться из толпы тех, кого считали пешками – стали теми же пешками, но на стороне врага собственных земляков.

Ведь гитлеровцам было бы в разы сложнее реализовывать свои страшные планы, если бы им с таким усердием не помогали предатели-полицаи, изо всех сил стараясь выслужиться перед новыми хозяевами в надежде на сладкую косточку. Без всяких угрызений совести, а иногда и с нескрываемым удовольствием и инициативой, которой поражались даже некоторые нацистские солдаты, они кидались убивать своих соседей, вчерашних друзей и сослуживцев, даже родственников, не смотря ни на пол, ни на возраст.

Надо ли напоминать о том, что одно из самых известных преступлений ВОВ – сожжение Хатыни вместе со всеми жителями, от мала до велика – было выполнено с усердием такими вот полицейскими отрядами. А деревень таких было десятки…сотни… Приводит в ужас то, что сейчас в современной Беларуси существуют такие люди, которые с симпатией и уважением относится к тем, кто в те страшные времена добровольно пополнил ряды мучителей земли белорусской.

Весной этого года, актёры витебского Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа решили посетить могилу одного из самых активных нацистских писателей в оккупированной Беларуси Франтишка Олехновича (1883–1944), подготавливаясь к постановке спектакля по его пьесе.

В 1942–1944 годах Олехнович был главным редактором газеты «Беларускі голас», которая издавалась латинским шрифтом — «Biełaruski hołas», и полностью контролировалась оккупационными германскими властями. Там были опубликованы и хвалебные оды «правадыру Нямеччыны Адольфу Гітлеру», и тексты с нескрываемой ненавистью к евреям, русским, полякам. Прославление «нового порядка» и оккупационных властей, конечно было основным лейтмотивов его творчества в газете.

Также Олехнович печатался и на страницах одиозной «Беларускай газеце». Слова, полные ненависти, которые высказывал “выдатны лiтаратурны дзеяч” со страниц газеты о евреях заставляют поёжиться от неприятия самого спокойного к различным взглядам человека:

«На вуліцах поўна бальшавіцкага войска і — жыдзюкоў. Божа! Колькі іх тут! Ці затрымаешся, каб спытацца, як прайсьці на нейкую вуліцу, ці пачнеш таргавацца з хурманшчыкам, — усюды навокал цябе цікаўныя, што нахальна глядзяць у вочы, маладыя сыны Ізраіля, што напіраюць на цябе. Адчуваеш сябе як ува сьне, калі хочаш уцякаць ад нейкага страхацьця, а яно цябе не пускае, а ногі непаслухмяныя, ня маюць сілы адпіхнуць жудасьці; крычаць хочаш, а з горла вырываецца толькі цяжкі стогн. Але ад сну прачынаешся, а тут сон не спыняецца: усюды, на кажнай вуліцы, у кажным завулку ты бачыш сьпічастыя бальшавіцкія шапкі і жыдзюкоў, жыдзюкоў, жыдзюкоў… Куды падзецца?»

Такими речами со страниц своей газетёнки Олехнович активно подливал масла в и без того полыхающего огня Холокоста, разжигая словом ненависть в сердцах читателя и восхваляя Гитлера.

Олехнович не скрывал, сколь огромная радость его переполнила, когда он узнал о начале войны и о том, что полчища гитлеровских самолетов ринулись бомбить советские города:

«Паявіліся на небе самалёты. Гэта былі нямецкія самалёты! Зь якой радасьцяй я ім прыглядаўся! Неўзабаве пачуліся гукі выбухаў. Гэта было для мяне найпрыгажэйшай мэлёдыяй, якую я чуў у сваім жыцьці… »

Историки-националисты, пытаясь выбелить нацистского прихвостня, распространяли мифы о том, что, якобы, Олехнович на самом деле любил и был членом «Беларускай незалежніцкай партыі». Которая, к слову говоря, была настолько “нелегальной и независимой”, что полностью курировалась абвером и подготавливала диверсантов батальона Дальвитц под руководством СС. По этому же мнению, застрелили его сами немцы, что в принципе никак не подтверждается, разве что только догадками беглых полицаев.

Отдельным предметом дискуссий, для тех, кто так сильно жаждал найти оправдание действиям предателя, — это пережитое им во времена сталинских репрессий в 1920-1930-х годах. Безусловно, это было жестким испытанием на судьбе любого человека. Но известный партизанский командир Василий Корж, белорусский поэт Кузьма Чёрный тоже испытали муки в застенках НКВД, отец Героя СССР Петра Машерова был расстрелян, пыткам и издевательства пережили будущие маршалы Победы Константин Рокоссовский и Кирилл Мерецков. Но эти люди не испытали радости от гула бомбящих их родину немецких самолётов, они с честью защищали свою Родину и свой народ от уничтожения и порабощения, вне своих личных переживаний, какие бы они не были.

Последний раз пьесы Олехновича ставились в оккупированной Беларуси в 1943 году. Видимо поэтому Витебский национальный академический драмтеатр захотел вернуть к жизни добрые традиции рейхскомиссариата Остланд и философию автора с его мировоззрением, планируя постановку спектакля по пьесе нациста-предателя «Тень мысли нашей…» на главной сцене города.

Как написали на официальном сайте театра, сделано это, чтобы обратить внимание общественности на имя драматурга и его творчество, содействовать его возвращению в белорусскую культуру».

Наверное, истосковалась душа творческая по ненависти к «жыдзюкам», да ностальгия измучила по бомбардировкам городов, школ, больниц… И пора бы уже и передать “наследство духовное” подрастающему поколению, ведь мало нас окружает грязи, зла и ненависти, явно душа жаждет ещё больше…

Эту важную и ответственную миссию, нести в массы наследие Олехновича, героически приняла на себя ведущий мастер сцены театра Нина Обухова. В спектакле «расово верного» драматурга задействованы актёры Наталья Аладко, Георгий Лойко, Ульяна Атясова, Роман Соловьёв.

Почему то не кажется странным, что сотрудники Витебского национального академического театра нашли общие точки соприкосновения с «Таварыствам беларускай культуры ў Літве». Оно же и помогло с организацией постановки пьесы в Вильнюсе.

Это же «Таварыства» организовывает встречи с Зеноном Позняком, с белорусскими наёмными добровольцами, которые поехали на Донбасс “тренироваться в свержении диктата”, формирование белорусского гитлерюгенда в 1943 году называет одним из самых радостных моментов в белорусской истории, а про Минского палача Вильгельма Кубе говорит, как о человеке, который пренепременно отдал бы оккупированную территорию в руки белорусов. Ну и мало того, эта организация активно призывает общественность бороться с диктатором Лукашенко и его хунтой.

Интересно то, что с этими господами тесно сотрудничает государственное учреждение, финансируемое из государственного бюджета! Удобно, ничего не скажешь. Но стоит ли действительно оставлять без внимания то, что национальный драматический театр превращается в кружок почитателей нацизма?

Фома Аксинский

[customscript]postcode[/customscript]

Оцените статью
Наш Гомель - Новости Гомеля сегодня
Добавить комментарий

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.