Настоятель гомельской мечети: где ислам – там нет террора

Настоятель гомельской мечети где ислам – там нет террораМусульманская община Гомеля официально зарегистрировала свое новое здание. В нем они молятся, выполняют другие религиозные обряды и проводят собрания. Однако, найти гомельскую мечеть, расположенную на промышленной окраине города, оказалось не так-то просто. Местные мусульмане собираются во внешне ни чем не приметном здании. Местоположение гомельской мечети относительно древних святынь Мекки по современной навигации. Зато, оказавшись внутри, попадаешь в загадочный мир Востока: пестрые ковры, надписи на арабском языке, полки с книгами, на зеленых переплетах — причудливая тесненная вязь. Яркая эстетика, возможно, также является одним из атрибутов, привлекающих сюда неофитов.
Местоположение гомельской мечети относительно древних святынь Мекки по современной навигации        Местоположение гомельской мечети относительно древних святынь Мекки по современной навигации

Внутри мечети необходимо было разуться — так гласит обычай. Среди людей, собравшихся здесь на пятничную молитву, большинство — восточной внешности, но встретились и молодые славянские лица. Правда, уже с отпущенными бородами. Члены общины называют друг друга «братьями».
Сура из Корана                                                                                       Сура из Корана

Мухаммед, пуштун из Пакистана, в Гомеле живет уже много лет, женат на белоруске, имеет детей. Его жена — тоже мусульманка. Сам Мухаммед знает 65 колен своих предков.
Ковер с изображением мусульманской святыни - Каабы                                               Ковер с изображением мусульманской святыни — Каабы

Мухаммед рассказал: «В Беларуси мне очень нравится. Проблемы с ксенофобией? Нет таких. Иногда молодые люди начинают что-то говорить, но потом посмотрят в лицо — извиняются и уходят».Пакистанец Мухаммед уже 20 лет живет в Беларуси                                            Пакистанец Мухаммед уже 20 лет живет в Беларуси

Еще Мухаммед сказал, что в гомельской общине нет различий между суннитами и шиитами, все мусульмане — братья. Как раз в это время к нам подошел высокий мужчина с темной бородкой. Он шиит, родом из Азербайджана.

Вскоре нас пригласили пройти в молитвенный зал. Верующие, совершив омовение, садятся лицом на юг — к Мекке. Муфтий Духовного управления мусульман Беларуси Али Воронович прочел хутбу, пятничную проповедь. Она была посвящена терпимости и сдержанности; по словам шейха Али, эти качества являются одними из главных добродетелей для истинного мусульманина. Закончилась проповедь призывами к миру, в том числе в Сирии и Ираке, и пожеланиями единства для всех мусульман Беларуси.
Хутба - мусульманская проповедь                                                                     Хутба — мусульманская проповедь

Затем верующие выстроились для совершения собственно намаза — канонической молитвы. Намаз, состоящий из прославления Аллаха и сур Корана, читается обязательно на арабском языке.

В совместной молитве могут участвовать и мусульманки. Но для них отведено отдельное помещение, либо они должны расположиться позади мужчин.
Жизнь мусульманской женщины регулируется строгими правилами                               Жизнь мусульманской женщины регулируется строгими правилами

Исламская община живет традициями определенного коллективизма и открытости — сообщения о браках публикуются в газете «Мусульманский вестник» с указанием возраста жениха и невесты. Здесь же сообщается и о выдаче денег в долг, причем такого рода соглашения заключаются в мечети.
Пятничный намаз в Гомельской мечети                                                              Пятничный намаз в Гомельской мечети

Особенно хорошие отношения сложились у мусульман Беларуси с их единоверцами из России. Многие белорусы, например, учатся в Казанском исламском университете.

Ислам и глобализация

Глобализация и Интернет приводят к тому, что западная культура проникает в мусульманские страны, а ислам — на Запад, после молитвы рассказал корреспонденту муфтий Беларуси Али Воронович.
Знак халяльной пищи - еды, разрешенной для мусульман                                        Знак халяльной пищи — еды, разрешенной для мусульман

«Почему белорусы приходят в ислам? Мои предки-мусульмане, например, служили в Великом княжестве Литовском еще с XVI века. У каждого принимающего ислам — свой путь. Раньше некоторые девушки принимали ислам для того, чтобы выйти замуж за иностранца. Сейчас причин стало больше — и внутренняя духовная практика, и суфийская мистика, и увлечение восточной культурой», — поделился шейх Али.
Пятничный намаз в Гомельской мечети 2                                                         Пятничный намаз в Гомельской мечети

Муфтий Беларуси считает, что некоторые СМИ формируют негативный имидж ислама, связывая его с терроризмом. По его мнению, полтора миллиарда мусульман в мире — это мирные труженики. Среди них могут быть, конечно, экстремисты, но они встречаются и среди представителей других религий.

Радикальные проповедники выбирают в Коране отдельные высказывания и раздувают их, уверен муфтий. Им «помогают» невежественные религиоведы. Например, некоторые из них утверждают: «шестым» столпом ислама является джихад. Но ислам знает только пять столпов! А джихад означает, прежде всего, духовную борьбу — с самим собой и искушениями. Иные молодые люди именно по этим искаженным представлениям и составляют свое представление о мусульманской религии. Молодым максималистам по их складу психики нравится именно такая трактовка ислама.
Коран и хадисы, рассказывающие о пророке Мохаммеде                                            Коран и хадисы, рассказывающие о пророке Мохаммеде

«Ко мне приходили такие молодые люди и говорили, что хотят уехать воевать. Я обычно говорю им: не надо вам воевать, все следует решать мирно. Но иные могут сказать — это неправильный имам, я пойду к другому имаму. Но в Беларуси среди официально зарегистрированных структур нет экстремистских проповедников. Самое же опасное — это когда ислам загоняют в подполье», — рассказал шейх Али.

Но какими бы мирными не были официальные наставники общины, в Беларусь все равно могут устремиться неоднозначные элементы. В глобальном переделе мира экстремистским структурам отводится роль провокаторов напряженности и хаоса. При этом, среди радикалов немало и этнических славян — русских, украинцев, есть и белорусы.
Традиционная мусульманская шапочка                                                    Традиционная мусульманская шапочка

«Да, существует серьезная проблема неофитов. Ведь люди, только что принявшие ислам, как зерно в чистом поле. Кто его посеет — то и вырастет», — признал муфтий.

Открытый ислам

Председатель гомельской общины Сергей Саранчук из тех белорусов, кто самостоятельно пришел к исламу. Коренной гомельчанин, он начал свои духовные поиски еще после службы в Советской Армии. Говорит, что в христианстве он не смог найти ответы на некоторые вопросы. Ислам показался ему более открытой религией, где нет касты священнослужителей, а верующий непосредственно общается с богом. Сергей Саранчук, инженер-строитель, считает, что даже с точки зрения математического анализа в исламе нет изъянов — тут все базируется на строго последовательных принципах.
Председатель мусульманской общины Гомеля Сергей Саранчук пришел к исламу в годы перестройки      Председатель мусульманской общины Гомеля Сергей Саранчук пришел к исламу в годы перестройки

Еще ислам обладает развитой социальной доктриной. Богатство — не самоцель для мусульманина, а только средство служения. Согласно Корану, оно является серьезным испытанием для человека. Председатель гомельской общины говорит, что ислам отрицает излишества; в век нынешнего оголтелого потребления это много значит. Мусульманин может стремиться к обладанию хорошей машиной, но не ради престижа и тщеславия, а для удобства семьи. Менять одежду следует по мере того, как она износилась, а не ради капризов моды. Обязанностью более состоятельных мусульман является помощь бедным членам общины.
Обувь перед входом в мечеть положено снимать                                                  Обувь перед входом в мечеть положено снимать

Когда в 2012 году житель Жлобина, начитавшись призывов радикальных проповедников в сетях, попытался взорвать здание местного РОВД, Вороновича и Саранчука привлекли к следствию в качестве экспертов. Этого человека они, к сожалению, не знали. Духовные лидеры полагают, что если бы в Жлобине была легальная мусульманская община, такого печального инцидента не произошло бы.
Коран - священная книга для мусульман                                                   Коран — священная книга для мусульман

По мнению Саранчука, белорусское общество не настолько толерантно, как принято считать. Иногда и власти ведут себя слишком придирчиво. Недавно в общине милиция попыталась ввести паспортный контроль, местные мусульмане с этим не согласились. Конечно, дискриминация и предвзятое отношение — это плохо. Но и проблема исламистского терроризма с повестки дня сегодня тоже не снята.

Председатель гомельской общины полагает: «Там где, есть ислам — нет террора. Терроризм есть там, где ислам загоняют в подвалы».

Он утверждает, что религиозная принадлежность террориста всплывает только тогда, когда речь идет об исламе.
Здание, в котором располагается община гомельских мусульман                               Здание, в котором располагается община гомельских мусульман

На пятничном намазе присутствовал ведущий специалист отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского горисполкома Николай Лысенко. По мнению представителя городской власти, в настоящий момент никаких нарушений за гомельской организацией мусульман не выявлено, она действует легально и открыто. Сегодня между Гомельским горисполкомом и официальными представителями исламской общины налажено конструктивное сотрудничество.

Источник: «sputnik»

Оцените статью
Наш Гомель - Новости Гомеля сегодня
Добавить комментарий

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.