Ранее и СМИ, и партии работали исключительно в дотационной, грантовой модели. И именно эта модель за два десятилетия полностью скомпрометировала всю «незалежную» повестку, от чего постоянно падала эффективность вкладываемых средств, но зато росли коттеджи за кольцевой дорогой.

«Наша гісторыя»

Сейчас западные спецы пытаются подсветить успешный «националистический» бизнес, который типа сам возник из ниоткуда. Палитра самая широкая, от кружек и маек, до СММ, газовых меценатов и социальных проектов — такая себе экономика на трех пальцах.

И вот, наконец, очередь дошла до издательского бизнеса. В чью-то светлую западногерманскую голову пришла мысль о легальном цветном журнале, с хорошими оборотами и полной финансовой отчётностью.

Однако беда в том, что независимо от качества контента, ни «Архэ», ни бумажная «Нива», ни другие аналогичные издания не имели массового читателя. Пока их нет в открытом доступе — в белорусских условиях это колоссально сужает аудиторию, а любой чисто коммерческий проект проваливается. Даже «Белгазета» несколько лет балансировала на грани и меняла учредителей — хорошо это или плохо, но наши люди пока даже не приучены покупать талоны в транспорте, не говоря уже о финансировании нацыянальнай справы, в любых ее проявлениях.

Распиаренный краудфандинг, про который постоянно пишут на сайтах — это, как правило, проведение все того же гранта, только в виде пожертвований подставных физлиц. Если нет гранта — нет и сбора средств, поэтому большая часть проектов (до 90%) проваливается.

А теперь — внимание. Следите за руками.

Сенсацыйная «Наша гісторыя» — которай раней не было, и которую можно заказать в шапіке в Наровле, написав комментарий на сайте — это перелицованная концепция российского журнала «Дилетант», который выпускает Венедиктов с «Эха Москвы».

«Наша гісторыя»

Писать про историю «простымі словамі» — ноу-хау и кредо венедиктовского «Дилетанта». В белорусских широтах сей журнал мало известен, поэтому на фоне местечковой прессы «Наша гісторыя» выглядит ново и свежо.

Чисто для сравнения:

«Наша гісторыя»

«Наша гісторыя»

«Наша гісторыя»Как видим, российский журнал полон либеральных мулек под самую завязку. Тут вам и «советская опричнина», и Берия равняется с Гиммлером, и еще Сталин обязательно на первой странице.

Объем, кстати — сто страниц, как и у «НГ».

А теперь сравните с повесткой «Нашай гісторыі»:

«Наша гісторыя»

Популярные международные темы сочетаются с набившей оскомину местечковой проблематикой о жизни замечательных ліцвінаў. Подробный разбор не имеет смысла — первые номера являются проходными, рассчитанными на максимально широкую аудиторию. В качестве маркера «свой-чужой» пока всунули разве что Калиновского, а вот полицаи и прочий шлак, без которых никуда, наверно, будут позже, под тематические даты.

В то же время редакционный коллектив напирает на то, что журнал писали почти что академики — хотя в авторы приглашают чуть ли не всех желающих. Так как оно на самом деле?

Увы, наша академическая наука, мягко говоря, не богатая. И гуманитарных спецов очень легко поманить деньгой и скупить оптом за пятак, что мы отчетливо видим на примере Украины. За минимальное копьё эти люди напишут тонны любого материала, и еще останутся довольны, что приобрели влияние и к ним, наконец, прислушались. Поэтому прикормить историков на национальной справе и завязать всю «историческую корпорацию» на себя — задача для редакции первоочередная, на перспективу.

Что касается мирской власти, то ключевой посыл для чиновников — что все будет тихо и хорошо, а заодно еще и суверенитет укрепим.

Но тихо не будет, это мы гарантируем. А что касается суверенитета, то у всех наших «независимых» ресурсов он укрепляется по единой схеме: насрать под дверь россиянам на две копейки, чтобы потом получить от них экономических проблем на две тыщи рублей. И орать потом: ах, сволочи, душат, не хотят дружить, откройте глаза, людцы! Бо ўсю гісторыю так было, пачынаючы з Івана Жахлівага. (Абмяркоўвайце!)

Дальше собственной редакции эти товарищи мало что видят. Не говоря уже об историках, которые, понятно, фанаты своего дела, и живут в собственных мирах с Ягайло и Калиновским — но к реальной политике этих людей можно подпускать только постфактум, лет через 20—30. И то напишут такой анализ, что будешь хвататься за голову.

Причем свои амбициозные планы серые кардиналы палят как дети:

«Дагэтуль у нас не вырашана базавая праблема — дасягненні беларускай навуковай гістарыяграфіі недастаткова ўплываюць на масавую гістарычную свядомасць беларускага грамадства. Галоўная прычына такога стану — на паверхні. Да сёння ў Беларусі слаба развіта сістэма папулярызацыі нацыянальнай гісторыі», — сказано в редакционном предисловии.

Похоже, что кроме этой «базавай праблемы» других проблем в РБ не осталось. Но здесь уже виновата профессиональная деформация — если всю жизнь живешь на валютных грантах, то на национальную экономику будешь класть болт. Более того, писать статьи в духе «чем хуже — тем лучше», ведь именно в нищие 90-е мы «перажылі нацыянальны ўздым».

Уздым, кстати, был таков, что до сих пор по отдельным валовым позициям мы не догнали БССР. Зато моментально включается старая схема — «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». И западные варяги целыми фондами приезжают и начинают учить жизни — от БНДшников до университетских профессоров.

Поэтому историков-националистов можно понять. Это как если всю жизнь ремонтировать соседские дорогие машины, а потом не удержаться и угнать одну покататься. Или хотя бы попытаться завести. Но милиция у нас работает хорошо, гаишники тормознут быстро.

Сало духа 

Любопытно, но первое, что «Наша нива» попыталась сделать — это презентовать журнал министру образования через пресс-службу.

Очевидный следующий шаг — пойти с журналом в школы, ссылаясь на интервью с министром. В наших узких кругах это называется легализацией.

Похоже, редакция спит и видит, как бы протащить журнал в школу, начать работать через учителей-историков, выйти на школьников, сформировать у них набор требуемых установок.

Но ничто не ново под луной. У этой братии был шанс в 90-е, но они пропустили вспышку. Разумеется, что адраджэнцы и прочие вечные потерпевшие никуда не делись, и теперь, по прошествии 30 лет, даже заняли некие посты, вплоть до академической науки.

Мотивация этих товарищей тоже известна. Всю жизнь изучать переломные исторические периоды и при этом оставаться на задворках политических процессов в Беларуси — весьма нелегко для психики.

Конечно, травма и обида неминуемо разовьются.

В свою очередь, «Нашей ниве» нужна монополия на исторические интерпретации. Вплоть до того, чтобы по их журналу учились в школе, как по учебнику.

Именно для этого запущена спайка с академическими кругами, собрана колода авторов с научными степенями, чтобы ими козырять.

Но от всего этого попахивает Украиной, и особенно — всяческими «институтами национальной памяти», где история переписывается руками историков быстро, решительно и по-оруэлловски, с уничтожением лишних документов. Сало духа или пир духа, как угодно.

И именно в Украине исторические выбрыки сейчас поставлены во главу угла, что, по мнению национально озабоченных, должно безумно укрепить суверенитет страны при полном про..бе остальных полимеров.

Опыт российского журнала «Дилетант» показывает, что в этом направлении есть два взаимоисключающих пути — либо заработок, либо широкая пропаганда.

Причем сначала Венедиктов тоже пытался идти по двум путям сразу, после чего журнал вылетел на грань банкротства, и пришлось изгаляться со скрытой рекламой (например, печатать хвалебные материалы про советский «Аэрофлот» — за что башлял «Аэрофлот» нынешний), и колдовать с распространением, обходя киоски чуть ли не лично. Потому что любой грантовый попил — это семечки по сравнению с деньгами, которые приносит реклама и реальные тиражи.

И пока то, что мы видим — попытка националистов совместить зарабатывание денег, легализацию и влияние. Но Дынько и Ко придется выбрать что-то одно.

Или — ничего, жизнь покажет.

Андрей Лазуткин