…Вялотекущая дискуссия, кем-то навязываемая в последние недели обществу: «Отмечать или не отмечать очередную годовщину БНР?!» — вызвала у меня из памяти старый детский анекдот.

Приходит алкоголик к доктору:

— Помогите, пью беспробудно, безостановочно!
— А вы «зашейтесь!».
— НЕ могу, это последняя радость в жизни! Нет ли более щадящих методов?
— То есть завязать не желаете?
— Не желаю.
— Тогда старайтесь выпивать реже.
— Как это?
— Ну, пейте только по большому поводу. Например, праздник… Или приезд друга…
— Спасибо, доктор!!! – обрадованно закричал алкоголик и пустился бегом.

Остановился он только на вокзале, в ресторане, где отмечал прибытие и отбытие всех поездов поднятием чарки: «За приезд!»… «За отъезд!».

«Лидское пиво» начало использовать «свядомый» дизайн

…Тот, для кого главное – напиться, повод найдет, пусть даже самый мелкий. И не стоит ему в этом помогать, ибо тогда он почувствует как бы наше одобрение. С празднованием 100 лет БНР то же самое – тем, кому главное – попытаться расколоть белорусское общество, не надо давать даже малейшего повода думать, будто мы в чем-то с ними согласны. Вот и доктор этот, разве вылечил он алкоголика? Разве избавил его семью от страданий? – наоборот, он лишь усугубил ситуацию и подтолкнул забулдыгу к новому запою…

Так что если говорить о годовщине БНР, как о каком-то поводе, то тут нас всех и очень быстро расставит по местам одни простой вопрос: поводом для чего?!

Вот задайте себе лично этот вопрос, и все для вас станет ясно – будете вы отмечать или не будете!

А теперь по существу… Не по поводу повода, а по смыслу самой БНР. Априори замечу, что специально воздержусь от каких-либо ее оценок. И не потому, что у меня нет политической или научно-исторической позиции (она, поверьте, у меня есть), а потому что я хочу, чтобы поняли меня даже те, кто не силен ни в политических дрязгах, ни в исторических дебрях. Можно сколько угодно ломать остро заточенные копья аргументации по поводу того, что случилось 100 лет назад, хорошо оно было или плохо, но какой смысл все это имеет сегодня… 100 лет спустя?! Мы же в XXI веке, на другом техническом укладе и в другой социальной парадигме!

Или это событие было такое мощное, масштабное и глубинное, что до сих пор влияет на нас? Или кто-то искусственно поддерживает в нем «жизнь», просто чтобы будоражить наши умы историческим Несбывшимся?

Как видите, эти вопросы более серьезные и для более серьезных людей. А потому и ассоциация у меня для них возникла тоже более солидная – из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Помните, был там выведен такой персонаж в царских бакенбардах и солдатских подштанниках Федор Никитич Хворобьев, который выбегал из дому и кричал: «Все тот же сон!». Ему, бедняге, монархисту по убеждениям, хотелось увидеть во снах крайнего правого депутата Госдумы Пуришкевича, ялтинского градоначальника Думбадзе или какое-нибудь тезоименитство, а его все посещали сны советского толка: членские взносы, стенгазеты, совхоз «Гигант»…  В общем, пытка снами! Вот и ныне некоторые представители оппозиции мучаются почти такими же снами – только «бело-красными», с «погонями»,  — и хотят они, чтобы сны их стали для нас явью.

Только вот загвоздка: в метущейся душе Хворобева на поле сновидений боролись две реальности – царская и советская. Тут, как говорится, все понятно, все солидно, все обосновано. А в душах белорусских оппозиционеров сны порождаются снами – все это химера на химерах. Не было у нас никогда бело-красно-погонной реальности. Не было и не будет. А если что и было, так все больше в воображении (и во снах) некоторых особ – не более того.

Столетие БНР могут отпраздновать на площадке для выгула собак

Чтобы вести летоисчисление белорусской государственности от провозглашенной кем-то БНР не хватает одной детали. Для того чтобы установить факт существования государства (хотя бы формально), необходимо, чтобы его признавали другие государства. Не было такого признания – не было и государства, таков важнейший принцип международного права. Закон суров, но он – закон, и точка!

А, значит, и говорить не о чем. И отмечать – нечего. И если мы хотим, чтобы в мире к нам, белорусам, относились с уважением, мы должны показать, что понимаем в международном праве не меньше других. И что мы опираемся на факты.

А фактов нам не только не следует бояться, мы можем ими гордиться. Все перечислять не буду, упомяну только два. Первым белорусским государством стала БССР. Это неоспоримый факт: белорусы в рамках БССР обрели все необходимые атрибуты государственности, даже стали основателями Организации Объединенных Наций. Ну а полную политическую самостоятельность обрели уже в рамках современной Республики Беларусь – таков реальный путь и генезис белорусской государственности.

Отрицать его – значит отрицать саму государственность, ставить под сомнение достигнутое и опять же звать нас… во сны. И какого цвета эти сны, право, не важно – главное, что они уводят нас вдаль от реальности.

Тут у оппозиции опять ошибочка вышла: белорусы, как нация, тем и славятся, что обладают чувством реальности. Нас снами не накормишь.

Вадим Елфимов