Контратака «Бессмертного полка»
9 мая этого года на улицы городов Беларуси вышло беспрецедентно огромное количество людей. Акция «Бессмертный полк», несмотря на все интриги вокруг нее, показала — у нас помнят и ценят жертвы предшествующих поколений.
Самое главное, что десятки тысяч людей шли на праздничные шествия не по разнарядке, а по собственному почину. Взрослые и дети, старики и молодежь — все были единодушны в этот день в своей радости. И в скорби по неисчислимым жертвам, принесенным старшими поколениями на алтарь борьбы с нацизмом.
Впрочем, не все. Для определенным образом ангажированных деятелей День Победы 2018 года в Беларуси с его колоссальной массовой народной составляющей стал настоящим шоком. Уже после первых акций «Бессмертного полка» в России и на постсоветском пространстве в лагере либералов забили тревогу.
Очевидно, напрягал именно общественный, инициативный характер акции. Если за долгие десятилетия 9 мая превратилось в определенный ритуал, зачастую — формализованный, то с 2014 года День Победы словно обрел новое дыхание.
Нынешний праздник показал — народная активность в этот день не то что не идет на спад, а становится все более масштабной. И в либеральном лагере некоторые, похоже, уже близки к панике.
В чем причины нарастающей популярности «Бессмертного полка»? И почему День Победы становится у нас едва ли не основным праздником?
Очевидно, люди устали от постоянного очернительства советского прошлого, фактически — своего детства либо памяти их отцов и дедов. Одновременно все это совпадает с падением жизненного уровня, развалом экономики и социальной сферы, вызванным неолиберальными реформами. И еще один момент — на любые угрозы войной, которые ныне все чаще звучат извне, у нас всегда отвечали сплочением рядов.
А сейчас — о том, какие атаки вновь ведутся против коллективной постсоветской памяти.
Чревовещание из сети
Сегодня активно реализуется принцип «неважно, что было на самом деле — важно, как показать». И вот уже нынешний День Победы в Беларуси в ряде репортажей соответствующих СМИ рисуется примерно так: на улицы вышли 1) официозные чиновники, 2) престарелые ветераны и пенсионеры, 3) ряженые-реконструкторы, 4) всевозможные фрики и коммунистические сектанты с портретами Ленина-Сталина, 5) принудительно собранные работники учреждений и предприятий.
Фотообъективы при этом упорно избегают панорамных снимков многотысячных народных шествий, уже не говоря о видеосъемке, на которой всеобщее ликование скрыть не удастся, в какую сторону камеру ни направляй.
А среди определенной части «прогрессивной общественности» начинается массированная кампания по дискредитации празднования Дня Победы.
Атака ведется под разными углами. Во-первых, «9 мая — это не праздник». Дескать, в этот день надо поминать жертв обеих тоталитарных режимов, развязавших Вторую мировую войну, а не праздновать и веселиться. Второе — это разрушение самой ценностной основы Победы. Советский режим характеризуется как прямой аналога гитлеровского, советское командование обвиняется в неумении воевать и безжалостном отношении к солдатам, целью СССР в войне — территориальные захваты с проведением последующих «кровавых чисток», и так далее.
Совсем недавно ряд СМИ специально занялся «разоблачением» мифов о войне непосредственно в Беларуси. Не пощадили даже Брестскую крепость…
Но начнем по порядку. Установка на траур, а не на праздник в день Победы не так невинна, как кажется. От поминовения жертв тут следует короткий переход к покаянию за «равную роль СССР в развязывании войны».
И нам автоматически прививается комплекс неполноценности, как и развязавшей войну и прогиравшей ее стороне — немцам. Со всеми вытекающими последствиями.
Даже в околоцерковных либеральных кругах звучат призывы к некоему «покаянию» и «духовному примирению» в этот день.
За что каяться? С кем — примиряться?
По версии либеральных критиков, советский режим — не лучше, а даже хуже нацистского. Концепция пресловутой «тоталитарности» здесь — на первом месте. Так был ли СССР тоталитарной державой? Сразу — нет. Строго говоря, тоталитарным государством объявила сама себя фашистская Италия Муссолини. В годы «холодной войны» наши противники стали называть так и Советский Союз…
Но это — неправильно. По внутреннему смыслу идеологов итальянского фашизма, их тоталитаризм и был призван придать обществу «тотальность», единство, целостность.
Его синонимом в этих же кругах был «интегризм», «интегральный национализм» — например, у украинских националистов. Смысл заключался в следующем: государство, опираясь на националистические идеи и террор, объединяет разобщенное, классовое общество.
Но это неприменимо к советскому строю.
После кровопролитной гражданской войны и коллективизации, при всех его деформациях, в СССР уже не было противоборствующих классов. Разумеется, «диктатура пролетариата», на деле — диктатура коммунистической партии, оставалась. Но в относительно социально однородном обществе диктатура носила принципиально иной характер. Например, защиты от внешнего окружения, которое было более чем враждебно.
А самое главное — мировоззренческие основы нацистской Германии и СССР были принципиально различны. В рейхе исповедывали крайнее мракобесие и человеконенавистничество, полностью отрицая традиции гуманистов и Великой Французской революции. Большевики же считали себя наследниками Просвещения и прогресса, пропагандировали интернационализм и гуманистические ценности, несмотря на все издержки их практического воплощения. Порой — весьма трагические.
При этом подлинной альтернативой «двум тоталитарным режимам» и победителем нацизма либеральный дисскурс представляет Запад. Дескать, вот где была демократия и свободы.
Но на минуточку — и английская парламентская монархия, и французская республика утвердились после своего периода революций и диктатур, также сопровождавшихся массовыми казнями.
«Так то давно было!» — скажут поборники тех демократий. Вообще-то — не очень.
Как раз 9 мая 1945 года французские войска в Алжире устроили массовую бойню местному населению, попытавшемуся заговорить о своих правах. В ходе колониальной войны в 50—60-х годах от рук карателей погибли и подверглись репрессиям миллионы алжирцев. Но это не дает ни малейших оснований отрицать значение Французской Республики, а генерала Де Голля — уподобить лидерам «Третьего рейха». И уж тем более — ставить под сомнение движение Сопротивления.
Кстати, 8 мая во Франции и других странах — праздник освобождения от немецкой оккупации и нацизма. А не траур по вермахту, СС и войскам «Свободной Франции» одновременно.
Борьба за память
Среди множества мифов о Великой Отечественной войне одним из центральных является представление советских полководцев «кровавыми мясниками», забрасывающими окопы противника трупами собственных солдат.
Подобные рассуждения рассчитаны на крайне низкий уровень понимания военной истории. Впрочем, примитивизм мышления и ассоциативная, образная подача дезинформации сейчас культивируется в лучших традициях министерства пропаганды Йозефа Геббельса.
Побеждать на поле боя, неся несопоставимые с противником потери, невозможно. Тем более что людской и прочий потенциал СССР и Германии с ее союзниками и оккупированными территориями был относительно схож.
И если такого рода «военным теоретикам» кажется, что погибших солдат легко заменить новой живой силой, то ведь еще на поле боя остаются и вооружение, боеприпасы, обмундирование, техника. Обученные командные кадры, если на пошло. Их-то чем заменить? Особенно в такой «отсталой» стране, которой так любят представлять Советский Союз? Такое разбазаривание материальных ресурсов никак не вяжется с культивируемым либеральным мифом о «кровавом совке», где за сломанную гайку давали десять лет.
Но за халатное отношение к ресурсам действительно строго наказывали. Солдат на поле боя — это тоже, к сожалению, «ресурс». Факты свидетельствуют — за бесцельные людские потери в Советской Армии снимали с должности. Как, например, весной 1944 года отстранили от руководства командующего Западным фронтом Соколовского и командарма генерала Гордова.
Лучшие же советские военачальники, такие, как Константин Рокоссовский, не боялись вступить с спор с самим Сталиным, чтобы сберечь лишний раз жизни своих подчиненных — как это было накануне начала операции по освобождению Беларуси в 1943 году.
Что до репрессий в СССР, то да — накануне войны был трагический 37-й год. Он имел слишком много причин, и разбирать их все — здесь не место. Но вот после войны советские карательные органы, как правило, проявляли невиданную ранее мягкость по отношению к тем, кого ранее расстреляли бы без зазрения совести.
О чем это говорит? О том, что сама «большая чистка» была во многом спровоцирована предвоенной паранойей.
Победа же в мае 1945 года имеет огромное значение еще и в том, что после нее политические преследования в самом СССР были значительно ослаблены.
Дело в том, что наша Победа во Второй мировой войне укрепила внешнее и внутреннее положение СССР. И теперь даже «сталинское» руководство сочло возможным смягчить свою политику.
В дальнейшем это повлекло еще большую демократизацию внутренней жизни в СССР. Но видеть этого записные «поборники свободы» почему то не хотят.
Что до приписываемых территориальных захватов, то в результате победы в Великой Отечественной войне СССР получил только часть бывшей Восточной Пруссии. С учетом понесенных им потерь эта компенсация была крайне незначительной.
Другую часть Восточной Пруссии присоединила Польша. Именно в бывшем восточнопрусском городе Голдапе недавно было совершено нападение на белорусских гастарбайтеров. Сама же Польша по итогам Второй мировой войны, пожалуй, как никакое другое государство в Восточной Европе, приобрела больше всего новых земель.
А вот какие новые «факты» уже непосредственно по Беларуси вбрасываются накануне Дня Победы.
Оказывается, война для нас началась не 22 июня 1941 года, а 17 сентября 1939-го. Когда Красная Армия вступила на территорию Западной Беларуси, оккупированной Польшей. Впрочем, об оккупации тут не говорится — изящно сказано, что Западная Беларусь «входила в состав Речи Посполитой». А вот со стороны советских войск, конечно же, последовали «захват и оккупация»…
Однако войной эту ситуацию не называли даже… действующие власти Речи Посполитой того времени.
Хорошо известно, что главнокомандующий польскими войсками Рыдз-Смиглы отдал команду — в боевые столкновения с Красной Армией не вступать. Состояние войны не объявляла ни та, ни другая сторона.
Брестская крепость: новая атака
Еще один информационный «подарок» ко Дню Победы — попытка оспорить оборону Брестской крепости.
Зазвучали голоса о том, что на самом деле вся крепость была занята почти сразу же, а горстка бойцов оборонялась всего лишь около недели в одном их фортов. И самое главное — никакого значения это сопротивление не имело…
Естественно, все факты говорят о другом. Немецкие документы свидетельствуют — бои на территории Брестской крепости велись более месяца, до 24 июля включительно.
«Наступление на крепость, в которой сидит отважный защитник, стоит много крови. Это простая истина ещё раз доказана при взятии Брест-Литовска… Русские в Брест-Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к борьбе» — и это пишет не «большевистский пропагандист», а командир 45-й дивизии вермахта генерал Шлипер.
Можно предположить, что и авторы фейковых «исторических расследований» с этой информацией хорошо знакомы.
Но очевидно, задача этого вброса другая — дезавуировать подвиг защитников, представить их упрямыми фанатиками, «ненужному примеру» которых современной белорусской молодежи следовать никак не стоит.
Можно представить, что по нашей истории в ближайшее время прозвучит еще не один информационный выстрел или залп — из разных калибров. Начинается настоящая канонада. Будут бить прицельно, на выбор и по площадям.
Отсиживаться в окопах — бесполезно, ведь в прицел прежде всего берется молодежь, сознание которой еще не защищено ни прочными знаниями, ни жизненным и общественным опытом.
Именно ее умы и души стараются нашпиговать фейковыми «фактами» и переформатировать. Создать такой тренд, что следование патриотическому пониманию той войны — «отстой», а вот перепощивание нового мифотворчества «прогрессивных» вещателей — это круто.
Нет, забывать подлинную историю своей страны — совсем не круто. Тем более что не будь Победы в той страшной войне — не было бы вообще никакой Беларуси. Ни советской, ни — «антисоветской». Со слишком страшными силами зла и агрессии пришлось в той войне столкнуться нашим народам.
Столкнуться — и разгромить их наголову. Победим и сейчас.