Поводом для написания данной статьи стало недавно анонсированное обращение депутатов Палаты Представителей Республики Беларусь о сборе предложений в связи с анонсированием Конституционной реформы в нашей стране.

Предварительный анализ текста Конституции Республики Беларусь и исследование опыта других стран и изучение обстановки в мире в целом в настоящее время показывает, что все сферы жизни переживают кризис. Он касается в том числе института семьи, к которому имеет отношение каждый.

Брак как союз мужчины и женщины

Семья – это исторически сложившийся традиционный институт, в котором рождается и воспитывается человек во всех культурах и народностях. Ценности современной белорусской культуры и белорусского государства основаны на христианских принципах, где центральное место занимает семья. Роль семьи в жизни общества подтверждается тем, что семья олицетворяет собой государство в мелком масштабе, почему в христианском сообществе называют ее «малой Церковью», а в эпоху СССР – «ячейкой общества».

Классическое определение брака, на которое опираются толковые словари русского языка, основывается на том, что это «семейный союз мужчины и женщины». Институт брака стал основой жизни еще в эпоху первых людей на Земле – Адама и Евы. Брак заповедан самим Господом Богом, который сказал: «… оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф.19:5). Об этом сказано не только в Ветхом, но и в Новом Завете Священного Писания. Недаром, первое чудо, которое сотворил Христос во время своего земного служения, связано с претворением воды в вино на брачном пиру в Кане Галилейской: На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его (Ин. 1:11).

Как видно из приведенного библейского отрывка, брак сам по себе свят и является благословением Божьим. Более того, стремление к созданию семьи является светлым и радостным. Оно заложено в самой природе человека. Святой Иоанн Златоуст в своих «Беседах о браке» говорил, что, если человек «принимает участие в таком добром домостроительстве и упражняет души детей, тогда не будет ничего неприятного, домашние дела потекут благоуспешно, при таком настроении предстоятелей дома, и каждый вместе с домом, т.е. женою своею, детьми и прислугою, может и здешнюю жизнь провести со всею безопасностью, и войти в царство небесное». Так христианский взгляд рассматривает институт брака – союза мужчины и женщины – как средство спасения человека от грехов.

Трансформация института брака в современном обществе

Однако в начале XX века институт брака и семьи претерпел существенную трансформацию, которая связана с формированием индустриального, а затем и постиндустриального общества и со стремительным развитием цивилизации по европейскому образцу, где главным двигателем социального прогресса считается вера в науку и технологии. В этой связи мужчина, который оказался задействован на производстве, стал меньше проводить времени в семье. Также начался процесс социализации женщины, которая в борьбе за свои права постепенно оставила семью и начала осваивать профессию наравне с мужчиной. Ребенок же также постепенно из следствия брака и семьи, стал его приоритетом и даже целью. Так в европейском обществе возникло стереотипное представление о браке и семье, согласно которому брак является тормозом научно-технического прогресса, поскольку семейный человек вынужден делиться своими благами с тем, кто рядом с ним находится. Вот почему стремление сделать брак более «технологически развитым» стало чуть ли ни трендом современного европейского общества.

Кроме того, в обществе в настоящее время все большее значение приобретает приоритет индивидуального над коллективным. Как пишут современные антропологи, для человека более важным становится не то, какое место он занимает в коллективе, а его ориентация (в том числе и сексуальная), место, значение и цель, которую он имеет, живя в сообществе людей. Так постепенно возникло общество потребления, которое на пьедестал возводит не мораль и свободу человека, а его желания и прихоти, которые стали центром его общественного развития. В результате современное определение семьи и брака, как его понимают в международном пространстве, существенно трансформировалось по сравнению с классическим вариантом.

Согласно постулатам семейной политики ООН, под современное определение семьи попадает всякое разнообразие моделей традиционных и нетрадиционных союзов, включающих гетеро- и гомосексуальное партнерство, биологических и социальных родителей с детьми, различные модели полигамных отношений, близких друзей и других родственников. Вот почему в настоящее время в европейском сообществе институт семьи претерпевает существенные изменения и трансформацию, на что указывает возникновение так называемого ЛГБТ-сообщества, которое охватывает разнообразие полов и половых отношений. Так во многих штатах США, Мексики, а также в странах Западной Европы, таких как Норвегия, Швеция, Финляндия, Великобритания, Австралия, Германия, Голландия, Португалия официально разрешены однополые браки. В связи с этим во Франции в 2013 г. был принят закон «Брак для всех», согласно которому в Гражданский кодекс страны была принята новая поправка, где браком называют не только союз мужчины и женщины, но и лиц одного пола.

Поскольку главная особенность однополых союзов заключается в отсутствии потенциальной возможности к деторождению, то следующим шагом для этих стран стало разрешение на усыновление детей. Для того, чтобы дети оказались в однополой семье, их изымают из традиционных гетеросексуальных семей с помощью института ювенального патроната.

В случае невозможности изъятия ребенка из гетеросексуальной семьи, процедура усыновления может также быть осуществлена с помощью ЭКО-технологийтак называемого суррогатного материнства, которое реализуется за счет рынка донорства мужской спермы. Этим сторонники ЛГБТ-сообщества объясняют свое «право на ребенка», что в корне подрывает традиционное представление о семье в человеческом обществе, где приоритетным является не биологическая, а воспитательная функция. Этим человек в корне отличается от представителей животного мира.

Ценностные и социально-демографические последствия трансформации института брака

Воспитанный в однополой семье ребенок, как пишет А. Г. Щелкин, испытывает определенные трудности с самоидентификацией, поскольку детское сознание рано или поздно озадачивается вопросом своего происхождения. Как утверждают специалисты, столкновение таких детей с окружающим миром может привести к драматическим последствиям, в результате которых ребенок может получить как физическую, так и психическую травму.

Кроме того, современные западные аналитики в области социологии семьи считают, что легализация однополых браков может привести к официальному разрешению на полигамные отношения, а также к легализации иных суррогатных форм брачных отношений, таких как инцест, брак с животными и т.д. Так введение разнообразия различных видов и форм браков в Республике Беларусь может привести к необратимым социально-демографическим последствиям, главное из которых заключается в отсутствии возможности воспроизводства себе подобных, следствием чего станет резкое снижение численности населения.

Республика Беларусь унаследовала традиционное представление о семье, которое было как в Советском союзе, так и в предшествующих ему государствах, где браком считается союз мужчины и женщины. Эти представления опираются на постулаты христианской культуры. Они образуют традиционное библейское представление о человеке, согласно которому брак является союзом мужчины и женщины, который описан на примере первых людей Адама и Евы. Это подтверждают представители всех христианских конфессий, представленных в белорусском обществе –, прежде всего, православия и католицизма.

Кризис современной семьи в Республике Беларусь и пути его преодоления

Сегодня институт семьи в Республике Беларусь переживает также отрицательные последствия коммунистического наследия эпохи СССР, где предпочтение на воспитание человека больше отдавалось социуму, чем семье. Тогда, как пишет социолог П. А. Сорокин, «произошел перелом отношений родителей и детей», что «означает падение родительской опеки и замену ее опекой общества и государства». Падение родительской опеки хорошо показано на примере истории с Павликом Морозовым, где отец был объявлен врагом. Именно с целью передачи воспитательной функции в государственные руки было построено множество детских домов и детских садов, которые в сущности своей способствовали изъятию ребенка из семьи и стремительно погружали его в социум. Главная функция детских домов и детских садов заключается в общественном воспитании детей, т.е. ускоренной социализации.

Однако современные психологи, такие как семейный психолог Н. И. Нилова, пишут, что ранняя социализация может существенно навредить ребенку. Опасность заключается в том, что ребенок, будучи еще не сформированной личностью, вынужден рано усваивать социальные нормы, которые далеко не всегда соответствуют нормам нравственной и семейной морали. А ему, как утверждает Н. И. Нилова, необходимо иметь положительный опыт родительской любви и привязанности, чтобы транслировать его уже во взрослой жизни. Вот почему ребенок, на наш взгляд, должен социализироваться и усваивать социальные роли именно в семье, где как минимум должны быть брат или сестра, с которыми он вынужден считаться и взаимодействовать. Семья – это не место изоляции, унижения, деградации, как пишут в некоторых европейских газетах, а отправная точка внутреннего движения, развития и духовно-нравственного совершенства человека. И ориентиром для последующего движения ребенка в жизнь должен стать не воспитатель детского сада, а родители, которые служат ему примером для подражания.

В нашей стране существует уже ряд законов и механизмов, оказывающих поддержку многодетным семьям. Однако институт семьи пока не стал ценностным центром политики Республики Беларусь. И чтобы противодействовать разрушительным антисемейным тенденциям, которые все больше надвигаются к нам стороны коллективного Запада, традиционный институт семьи как союз мужчины и женщины, на наш взгляд, должен быть сформулирован в основном законе страны – Конституции Республики Беларусь и со временем стать приоритетом государственной политики страны.