В Беларуси начали работу масонские ложи

В Беларуси начали работу масонские ложи. Великий Мастер Великой Ложи России Андрей Богданов объявил о создании Дистрикта «Беларусь» в рамках которого начали регулярные работы «Альфа и Омега» и «Белый Рыцарь». О начале деятельности свидетельствует большой съезд представителей масонства в Гомеле в рамках которого обряд посвящения прошло несколько горожан.

Мы пообщались с представителем ложи «Белый рыцарь»

Содержание
  1. Наш Гомель: Чем cегодня занимаются масонские ложи в Беларуси, в частности, в Гомеле?
  2. Наш Гомель: Какой ветви придерживается ложе «Белый Рыцарь»: англосаксонской или либеральной? В чем это выражается?
  3. Наш Гомель: Можете назвать эти ландмарки?
  4. Наш Гомель: Какие требования предъявляются к кандидатам на вступление в ваши ряды?
  5. Наш Гомель: Какие ближайшие цели ставят перед собой «вольные каменщики» Беларуси?
  6. Наш Гомель: Какой социальный состав белорусского масонства?
  7. Наш Гомель: В Беларуси два официальных языка, на каком из них ведет работы ложа «Белый рыцарь»? С чем это связано?
  8. Наш Гомель: Планируется ли официальная регистрация юридического лица для братства? Совершались ли уже данные попытки? С какими трудностями при этом столкнулись?
  9. Наш Гомель: В современном масонстве что-то кардинально изменилось по сравнению с прошлыми веками? Например в ритуалах?
  10. Наш Гомель: Как проходит ритуал посвящения?
  11. Наш Гомель: В общественном сознании сложилась картинка о том, что масоны это тайная организация, которая тайно управляет всем миром, так ли это?
  12. Наш Гомель: Как относятся рядовые белорусы к братьям, не скрывающим своей принадлежности к масонской ложе?
  13. Наш Гомель: Как вы считаете, почему люди идут в масоны?

Наш Гомель: Чем cегодня занимаются масонские ложи в Беларуси, в частности, в Гомеле?

— Тем же, чем и в конце XVIII – начале XIX вв., когда ложи работали на территории современной Беларуси в Могилеве, Витебске, Несвиже, Гродно, Минске и других городах, а именно – самосовершенствованием человека в рамках ритуальных работ, ежемесячно проводимых в ложах. А вне ритуальных работ делаются благотворительные проекты – к примеру, кто-то помогает больным детям, кто-то оказывает адресную помощь малоимущим…

Наш Гомель: Какой ветви придерживается ложе «Белый Рыцарь»: англосаксонской или либеральной? В чем это выражается?

— К сожалению, это – широко распространенное заблуждение, заключающееся в том, что есть разные ветви масонства (англосаксонское, либеральное, женское, египетское, эзотерическое и т. д.). На самом деле масонство либо есть, либо его нет. В основе масонства лежат многовековые традиции. В своей деятельности масонский Орден руководствуется особыми правилами – ландмарками. Число ландмарок может варьировать в разных странах и масонских юрисдикциях. Однако пять из них являются обязательными для всех масонских лож (тогда еще оперативных каменщиков) уже с конца XIV века. Они упоминаются в так называемой поэме (манускрипте) «Региус» (1390 г.).

Наш Гомель: Можете назвать эти ландмарки?

— Да.
1) Масон исповедует веру в Бога.
2) Книга Священного Закона является фундаментальной и неотъемлемой частью Ложи, открытой и доступной для обозрения во время работ всем братьям.
3) Масон должен быть мужчиной, свободным и зрелого возраста.
4) Масон добровольно принимает служение Господу и масонскому братству.
5) Масон верит в бессмертие души.

Нарушение или изменение любого из этих правил приводит к тому, что масонство перестает быть не только регулярным и признанным, но автоматически прекращает быть масонством вообще. Таким образом, изъятие из так называемого «либерального» масонства основной масонской ландмарки о вере в Бога, автоматически привело к тому, что эти горе-реформаторы просто перестали быть масонами.

Изъятие ландмарки 1390 года о том, что масон обязан быть мужчиной, свободным и зрелого возраста в смешенном и даже женском так называемом «масонстве» (например, орден Le Droit  Humain, или «Право человека»), также появившемся в Европе в конце XIX века во время всеобщей либерализации, привело к тому, что данная организация не является масонской, а лишь использует наше название.

Наш Гомель: Какие требования предъявляются к кандидатам на вступление в ваши ряды?

– Мы принимаем в Орден только мужчин добрых нравов, достигших 21 года. Исключение делается только для сыновей масонов, которые могут быть приняты с 18 лет. К числу обязательных относится уплата небольших членских взносов и посещение раз в месяц работ масонской ложи, состоящей как минимум из семи мастеров (при меньшем количестве братьев работы не могут быть проведены). В свободное от работ время приветствуется изучение ритуалов и катехизисов, на что также требуется уделить какое-то время. Масоны пишут эссе, так называемые зодческие работы, предназначенные для зачтения и обсуждения во время ритуальных работ, если они описывают ритуальную часть, или же, например, они могут печататься в открытом доступе, если посвящены истории масонства или другим вопросам, в частности нравственному совершенствованию человека.

Практически все масонские юрисдикции издают периодические журналы и газеты, в которых зачастую публикуются масонские зодческие работы. Работают официальные сайты, на которых можно подать прошение о вступлении в Орден. Список масонских юрисдикций с адресами и сайтами Великих Лож размещен на сайте Объединенной Великой Ложи Англии. Надеемся на то, что скоро там будет присутствовать и Беларусь.

Наш Гомель: Какие ближайшие цели ставят перед собой «вольные каменщики» Беларуси?

— Восстановить масонство, прервавшееся во времена николаевской реакции в 1826 году, и полностью закрытое во времена СССР. Соседние государства Восточной Европы прошли этот процесс в 90-х гг. XX века, ложи есть в Польше, странах Балтии, России, Украине, Молдове. Недавно масонство пришло в Казахстан. Таким образом, Беларусь является последней европейской страной (не считая Ватикана), где еще нет масонства и не создана национальная и независимая от других Великая Ложа. Наша задача – исправить эту ситуацию и вернуть Беларусь в европейскую семью народов.

Традиции масонства в Беларуси насчитывают не один век. В частности, только в Могилеве в XVIII веке работали ложа «Геркулес в колыбели» (ее членами были известные масоны того времени и розенкрейцеры Семен Гамалея и Иван Шварц), основанная в 1776-1777 годах, и Ложа «Два орла», основанная 22 мая 1770 года. В XIX веке во время войны 1812 года проводились также работы военно-походных лож, действовавших во французской и союзнических русской и прусской армиях. Ложа для высших офицеров союзнической армии (то есть для генералитета) была создана даже при объединенном штабе союзников, масонами были как императоры Российской империи и Пруссии, так и видные военачальники, включая Кутузова. Известно и о работах в разных городах Беларуси военной ложи Святого Георгия. Было бы интересно изучить и архивы XVIII-XIX веков в Могилеве – вдруг удастся обнаружить какие-то новые факты о белорусском масонстве?

Наш Гомель: Какой социальный состав белорусского масонства?

– Такой же, как и в других странах. Какие-либо социальные ограничения были отменены еще в начале XVIII века. Если сначала в масонстве состояла в основном аристократия или особы царской крови, то потом в ложи стали принимать врачей, учителей, юристов, военных, коммерсантов, священников – то есть представителей всех социальных слоев общества.

Наш Гомель: В Беларуси два официальных языка, на каком из них ведет работы ложа «Белый рыцарь»? С чем это связано?

«Белый рыцарь» работает на русском языке, потому, что это удобнее для большинства братьев. Самая старая белорусская ложа «Два орла» традиционно работает на белорусском языке. Молодая ложа «Альфа и Омега» пока работает на русском, но планирует скоро провести открытие и закрытие работ на белорусском языке. Как правило, работы ведутся на официальном языке соответствующей страны. Если языков несколько, как в Канаде, Швейцарии, Бельгии, например, то работы могут проводится на нескольких языках, здесь нет каких-либо ограничений. Выбор языка определяется традицией ложи, тем, насколько это удобно братьям.

Масонство пришло на территорию России и Беларуси из Европы. В первой половине XVIII века, и даже в начале XIX века в Российской империи работали ложи с ритуалами на французском языке, или на шведском, немецком и английском языках. В них были как подданные Российской империи, так и иностранцы. В белорусских ложах принимали участие поляки, литовцы и русские, равно как и немцы, французы и даже шведы. Затем постепенно эти ритуалы переводились на русский язык или польский языки.

Наш Гомель: Планируется ли официальная регистрация юридического лица для братства? Совершались ли уже данные попытки? С какими трудностями при этом столкнулись?

– Планируется. Это будет необходимо в будущем при создании национальной Великой Ложи. В любой стране масоны всегда помогают действующим властям решать социальные проблемы, развивать культуру и науку, улучшать отношения с другими странами. И я не думаю, что какие-то проблемы возникнут в Беларуси.

Наш Гомель: В современном масонстве что-то кардинально изменилось по сравнению с прошлыми веками? Например в ритуалах?

— И да, и нет. Ландмарки на протяжении всей истории масонства неизменны, а вот ритуалы немного изменялись, адаптируясь к современному языку. Архаические слова, уходившие из оборота, заменялись на понятные современникам. Какие-то изменения принесли развитие современных технологий. Например, у нас теперь электрическое освещение, а не свечи. Кстати, те же свечи некоторые ложи используют в ритуале сейчас электрические. Музыкальное сопровождение работ теперь осуществляют главным образом не «братья колонны Гармонии» (музыканты), а брат-«органист», который ставит специально подобранные фонограммы. Кое-где, правда, и сейчас используют настоящий орган или фортепиано. Но кардинальными все эти изменения не назовешь.

Наш Гомель: Как проходит ритуал посвящения?

— В целом так же, как триста и двести лет тому назад. Многие ритуалы были опубликованы еще в первой половине XVIII века, и не являются чем-то тайным. Сегодня некоторые из них можно свободно приобрести в масонских магазинах в Европе или через Интернет, или даже посмотреть их проведение в Сети. Кое-какие вещи в них, правда, скрыты за сокращениями или аббревиатурами. В целом можно сказать, что ритуал посвящения Пьера Безухова, описанный Львом Толстым в романе «Война и мир», и современный ритуал посвящения – практически одно и то же.

Наш Гомель: В общественном сознании сложилась картинка о том, что масоны это тайная организация, которая тайно управляет всем миром, так ли это?

— Здесь целых два вопроса. На первый можно ответить, что масонство – это не тайная организация, а организация с тайнами. К числу которых относятся знаки, пароли и другие элементы ритуала. В связи с репрессиями против масонства в XX веке, и публиковавшейся в огромном количестве черносотенной литературе, на территории бывшего СССР или в Польше также не приветствуется распространение имен масонов, если только они сами открыто не заявляют о себе, как о масонах. Второй вопрос сложнее. У Бердяева есть прекрасная статья на эту тему, которая называется «Жозеф де Местр и масонство». Если в двух словах, то степень влияния масонства на окружающий мир сильно переоценена конспирологами всех мастей. Современным миром скорее правят финансово-промышленные группы, средства массовой информации и социальная анархия по принципу Достоевского «если Бога нет, значит все позволено», а не мифическое «мировое правительство».

Одна из легенд о происхождении масонства возводит его историю к ордену Храма, к рыцарям-тамплиерам. Эта легенда гласит, что рыцари, спасшиеся от преследования папой римским Климентом V, нашли свое убежище в Шотландии, Португалии, Швеции и иных странах, отказавшихся вести судебный процесс против храмовников. Спекуляции на тему «мирового господства» масонов частично связаны с тайной властью тамплиеров над миром. Эта легенда не имеет однозначного исторического подтверждения.

Наш Гомель: Как относятся рядовые белорусы к братьям, не скрывающим своей принадлежности к масонской ложе?

— Сейчас братья в Беларуси свое членство в ордене не афишируют. Об этом знают их близкие люди, и они относятся к этому лояльно, с пониманием.

Наш Гомель: Как вы считаете, почему люди идут в масоны?

— У каждого кандидата в масоны свои причины. Кто-то идет из любопытства (такие люди, как правило, надолго не задерживаются), а кто-то приходит за духовным развитием и братским общением. Не всех устраивает выматывающе пустое и праздное времяпровождение в ресторанах, кинотеатрах, на дискотеках. Рано или поздно человек задумывается об ответах на основные вопросы масонства – кто ты, зачем ты здесь, откуда появился, куда идешь? Цель масона – разобраться в себе, найти ответы на эти вопросы, и, в конце концов, сделать окружающий мир немного лучше.

[customscript]postcode[/customscript]

Оцените статью
Наш Гомель - Новости Гомеля сегодня
Добавить комментарий

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.