Хочется, чтобы миром правила красота, но до этого еще далековато. А все потому, что красоты все еще мало в этом мире. Кто-то скажет, что ее и не может быть много, на то она и красота, и будет неправ. Разве мало вокруг нас красоты? Разве не красива вся природа, окружающая нас? Не красив лес? Не красиво небо? Не красиво озеро, повторившее мирный лёт облаков и ласковый блеск солнца? Красоту нужно только заметить…
Вот он и раскрыт, секрет знаменитой фразы Федора Михайловича, вокруг которой сломано столько дискуссионных копий. Именно тогда-то и спасется мир, когда люди научатся замечать красоту! А заметив и поняв ее, сами станут красивее. И чем больше будет людей, которые чтут и ценят красоту, тем лучше и добрее будет наш мир.
Конечно, речь не об инстаграммной «красоте», не о бесконечных селфи со штампованным макияжем и штампованными позами. Нет, красота далеко не так проста, вот почему не всякий готов разглядеть ее даже в самом себе. Помните французскую поговорку: «Если девушка некрасива в 16 лет – это ее несчастье, если в 20 – это ее глупость»? А когда красота и ум смыкаются в неразрывный тандем, тогда они могут творить чудеса.
В этом их ценность, а не в валютном эквиваленте.
Как вы думаете, чем руководствуются те, кто вот уже 75 лет ищут, например, пропавшую Янтарную комнату? Служением красоте или желтому идолу? Желанием восстановить справедливость или поучаствовать в дальнейшей тяжбе за богатство?
Немецко-фашистские оккупанты думали, что эту тяжбу решили в свою пользу раз и навсегда, ограбив законных хозяев. Прусский король Фридрих Вильгельм Первый преподнес Петру Великому созданную голландскими мастерами Янтарную комнату в знак «вечной дружбы» Пруссии и России. Дружбы не получилось, но тем Фридрих и запомнился в истории, что он всего лишь Первый, а преподнес подарок Великому!
Янтарный кабинет упаковали и переправили в Санкт-Петербург в 1717 году. Мозаичные янтарные панно были выставлены в нижнем зале в Людских палатах Летнего сада. В 1743 году императрица Елизавета Петровна поручила Б. Ф. Растрелли «исправить» кабинет. Растрелли ввёл в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. И к 1770 году кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши. Однако резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893—1897, 1933—1935 годах. Серьёзная реставрация намечалась на 1941 год, однако реализовать проект помешала Великая Отечественная война…
Точнее, немцы, захватившие Царское село и морившие голодом ленинградцев. Тех самых, что ходили в Янтарную комнату, как в обыкновенный музей, и знали, что искусство принадлежит народу. И вот теперь они, как и весь советский народ, подлежали тотальному уничтожению, а их сокровища – изъятию. И янтарную красоту немцы решили разобрать, упрятать в ящики и вывезти то ли на дачу гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха под Кенигсбергом, то ли в залы какого-то тамошнего замка. Во всяком случае, с 1942 по 1945 годы сокровище точно публично не выставлялось.
То, что Янтарная комната, якобы, хранилась в будущем Калининграде вплоть до самой наступательной операции Красной армии, — возможно, это всего лишь легенда. Легенда прикрытия. Как и то, что ее вывозили уже под огнем советских пушек. Согласитесь, на рачительных немцев такая беспечность не очень-то похожа. Тем более, за год до того, весной 1944 года, в Страсбурге Гиммлер и Шпеер приняли секретный план по сокрытию всех награбленных фашистами сокровищ. Поэтому гораздо проще поверить, что бесценную Янтарную комнату эвакуировали загодя. А еще проще, что, как водится у грабителей, фашисты ее просто «раздербанили», ведь целиком Янтарную комнату не продашь, а по частям – можно попробовать. Что подтверждает один единственный факт из всей покрытой мраком послевоенной истории пропавшего кабинета. А именно: немецкий офицер, участвовавший в похищении Янтарной комнаты еще из Царского Села, каким-то образом переправил ее часть — флорентийскую мозаику «Обоняние и осязание», изготовленную по заказу Екатерины II – к себе «на хаус». И лишь 29 апреля 2000 года этот фрагмент был передан немецкими властями России. По месту прописки…
Так что поверить, что уже в этом году польские дайверы, нашедшие на дне Балтики, а, точнее, в трюмах немецкого парохода «Карлсруэ», затонувшего в 1945 году, какие-то ящики, вдруг приблизили нас к разгадке давней тайны, очень сложно. И прежде всего потому, что очень глупо собирать всю Янтарную комнату в одном месте, не удостоверившись в его полной безопасности. А уж немцев, при всей их жадности, глупцами считать, точно, не стоит. Они приложили много ума, чтобы лишить мир красоты.
Ибо так только и можно погубить мир.
Нам же предстоит вернуть миру красоту! — и не только Янтарной комнаты, — а для этого потребуется настоящая мудрость. И бескорыстная доброта.
Но мир того стоит! Не сочтите за наивность…
Вадим Елфимов