В последнее время в сети Интернет появляется ряд публикаций о том, как Западная Европа все больше и больше отказывается от своих христианских корней. Сперва во всеуслышание об этом заявил Достоевский еще в XIXв., проживший в Европе больше десятка своих лет и вместе с ним русские философы-славянофилы – Соловьев, Франк, Киреевский. А затем этот сделал Шпенглер, который в книге «Закат Европы» описывает как христианская культура Европы постепенно поглощается либерализмом и социализмом, который по сути своей поглощается деньгами в интересах тех же денег. Это означает, что дух материализма и погоня за деньгами («а не за запахом тайги», как пелось в одной известной советской песне) охватывает западноевропейское общество, уничтожая христианскую культуру. Пример тому движение мусульманских мигрантов, которые, сохранив в себе религиозное начало, поглощают отказавшуюся от христианства европейскую культуру.
Кстати, уничтожение это началось еще задолго да наших дней в эпоху Возрождения, когда человек стал центром мироздания, как бы сейчас сказали пупом Земли. Вот почему если в Средневековье человека изображали, подчеркивая в нем дух, то художники Возрождения сосредоточились на оголенных телесах человека. Результатом этого отказа от христианской культуры стали не только войны, развязанные, в том числе и на религиозной почве, но переход к формальной религиозности, когда в основе жизни лежит не служение Богу и людям, а лишь буквенное формальное исполнение неких религиозных предписаний. Именно этим объясняется появление так называемой индульгенции (если по-простому, то отпущение грехов за деньги или какие-то заслуги, «ништяки» как бы сейчас сказали), против которой выступал Мартин Лютер в своих знаменитых 95-ти тезисах, которые стали определение протестантизма в эпоху Возрождения. Затем в эпоху Просвещения внимание человека переместилось на науку и технику, и сегодня мы имеем то, что можно всецело назвать «постчеловек», когда жизнь и существование самого человека поставлена под вопрос. Христианские католические и протестантские церкви сегодня в Европе в лучше случае функционируют в качестве памятников архитектуры, в худшем случае их сдают или даже отдают под дискотеки, рестораны, спортзалы.
Причина здесь кроется в том, что народ европейский в христианской церкви разочаровался и храмы перестал посещать в религиозных целях. Людское разочарование, в первую очередь, связано с тем образом жизни, который ведут представители духовенства западной христианской церкви. Этот дух наполнен материализмом и развратом. Достаточно вспомнить известный фильм «В центре внимания» (“Spotlight”), сюжет которого затрагивает сексуальные скандалы вокруг духовенства католической церкви. Смотря на все это, напрашивается вывод о деградации религиозности в европейском сознании.
«Только в России есть весна»
Именно так называется книга русского философа Горичевой, которая, прожив много лет в Западной Европе, пишет о том, что восточное православное христианство сохранило в себе тот исконно христианский дух, который, на ее взгляд, способен преобразить душу современного европейца, оказавшегося в плену материализма. Действительно, современный европеец хорошо и много знает о разных скидках в супермакетах, акциях и распродажах в Интернет-магазинах, но ничего не знает о своей христианской культуре, к которой принадлежит. Так, например, приходящие в Домский собор туристы в немецком г. Кёльн вообще не знают, что именно там покоятся мощи тех самых волхвов, которые явились поклониться Христу, родившемуся в Вифлееме.
В этом смысле по мнению Горичевой, экологическая культура, о которой сегодня так много говорят во всем мире в связи с глобальным экологическим кризисом должен начинаться с молитвы, покаяния и аскезы. Этот дух сохранился именно в Русской Православной церкви. В чем этом проявляется? Да хотя бы в том, как восточные славяне, не щадя живота своего могут отдавать себя и свою жизнь за других. Это подтверждается не только Великой Победой в Великой Отечественной войне, но даже в повседневной бытовой жизни. Ведь слово «подвиг» означать не сотворение чего-то сверхъестественного. В этом слове главный корень «-двиг-», т.е. движение, происходящее в условиях каких-то лишений. Именно этому, «движению», например, способствуют православные посты, календарь которых приходится на весьма суровое время – в первую очередь, зиму и раннюю весну, когда, казалось бы, человеку наоборот надо как можно больше есть и пить, чтобы поддерживать свой организм. Кроме того, православные христиане постятся в среду и пятницу. Итого пост приходится на 200 дней в году. Цель поста является не просто следование диете или гастрономическим предписаниям, а ограничить себя в чем-то, чтобы покаяться в грехах и сблизиться с Богом. Это своего рода внутренний духовный труд человека над самим собой. Такие суровые условия, если к ним правильно относиться, наоборот способствуют пробуждению человеческой души от греховного сна. Это пробуждение направляется на заботу не только о себе самом, но и о другом, чему и учит заповедь о любви к Богу и ближнему. Вот почему сегодня существует множество примеров, когда разочарованные в материализме европейцы приходит к Богу именно через православное христианство, которые они познали благодаря русской православной весне.
Александр Бабук