Православная церковь на этой неделе накануне праздника Великой Пасхи переживает так называемый период Страстной Седмицы, когда каждый день вспоминается какое-то событие последних дней земной жизни Спасителя Иисуса Христа. Страстной Седмицей этот период называется потому, что все события так или иначе связаны со страданиями Иисуса Христа, которые Он перенес за грехи всего человечества.
Важным днем в этой Седмице является Великой Средой. В этот день Церковь вспоминает предательство Иуды Искариота, одного из двенадцати апостолов. Когда ученики вместе с Иисусом Христом побывали в доме у блудницы, которая возлила на ноги Спасителя драгоценное миро, тем самым показывая раскаяние в своей распутной жизни, Иуда оказался одним из тех, кто вознегодовал о том, что мол миро можно было бы продать за большую цену и дать нищим [Мф.26:9]. И после этого пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников [Мф.26:15]. Как видно Иуда вознегодовал о возливании мира на тело Спасителя отнюдь не из сострадания к бедным и нищим.
Так почему же Иуда совершил этот поступок предательства Иисуса Христа?
Иуда Искариот был единственный из апостолов, кто был иудеем по вероисповеданию и имел доступ к деньгам. Он носил специальный ковчежец с собой, в который апостолы складывали деньги. И Иуда стал вором.
Причем вором он является не по факту воровства денежных средств, а по своему мировосприятию и мироощущению, поскольку грех сребролюбия настолько овладел им, что он решил выдать Иисуса Христа как дешевого раба за каких-то тридцать серебряных монет. И когда Христос возвращался с учениками после молитвы в Гефсиманском саду, указал на Спасителя, поцеловал Его (Отсюда, кстати, пошло выражение, «поцелуй Иуды»). После этого Христос был приведен иудеями к прокуратору Понтию Пилату и осужден на казнь распятия. Причем иудеи потребовали отпустить и освободить на иудейскую Пасху того, кто чинил беззаконие – разбойника Варраву, а того, кто учил любви Спасителя – распять на кресте. Только после того, как Христос оказался невинно осужденным, Иуда осознал мерзость своего поступка. Но злые силы так уже закрутили ему голову, что бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился [Мф.27:5].
В поступке Иуды показано несколько важных составляющих. Во-первых, губительность уже упомянутого греха сребролюбия, который часто настолько овладевает человеком, что тот оказывается неспособным думать ни о чем другом, ни о каких других понятиях, а только о деньгах. Причем, как пишет св. Иоанн Златоуст, бедность в таком случае может служить хорошим прикрытием, как было и у Иуды. Во-вторых, пример Иуды показал, что после совершения зла, дьявол человеку не оставляет пощады и окончательно добивает его унынием, которое, если человек не раскаивается, всецело им овладевает и приводит к отчаянию, способному довести до самоубийства. Иуда покаяться так и не смог. А ведь Спаситель несколько раз пытался остановить Иуду и призвать к покаянию. В-третьих, в Евангелии есть два образа, показывающих весь парадокс и алогичность христианской веры, который заключается в том, что с одной стороны, Христа предал тот, что был постоянно с Ним, слышал Его проповеди, видел чудеса, в том числе и воскрешение праведного Лазаря, который пролежал четыре дня во гробе и издавал уже трупный запах. Его предал тот, кто даже причастился Тела и Крови Христа на Тайной Вечери, когда Спаситель благословил вино и хлеб, претворив их в свои Тело и Кровь, сказав пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф.26:27-28) (Кстати, именно на основании этого действия сегодня в Православной церкви во время совершения Божественной Литургии происходит духовное соединение хлеба и вина в Тело и Кровь самого Спасителя). Все это Иуда видел и, тем не менее, пошел на поступок предательства.
С другой стороны, первым в раю среди святых оказался разбойник, который совершил немало злодеяний, но в последний момент перед кончиной успел поверить в Христа и раскаяться в своих грехах. Вот почему Христос говорит ученикам своим, что раскаявшиеся грешники, мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие (Мф.21:31).
Важно также отметить, что несмотря на предательство Иуды совершилось Божье провидение, предшествовавшее страданию Спасителя на кресте, которое в конечном итоге привело к Воскресению, поскольку миссией Христа на земле как раз и было искупление грехов всего человечества. Кстати, именно помня о событии предательства Иуды, постными днями среди рядовой недели у православных христиан является не только пятница (как, например, у католиков), когда Христос был распят на кресте, но и среда.
Пример с Иудой учит нас не только не терять бдительность и следить за собой, своими мыслями и поступками, а также наблюдать за окружающими. Ведь каждый двенадцатый в нашей жизни оказывается предателем. И примеров тому, когда мы оказывается свидетелями этого предательства, наша история знает немало. Достаточно вспомнить коллаборационистов и полицаев времен Великой Отечественной войны, которые перейдя на сторону врага, на самом деле предали свой род и свое Отечество. Эта ситуация нравственного выбора четко показана в повести В. Быкова «Сотников» и советской экранизации Л. Шепитько «Восхождение», где человек может сравнить и выбрать путь страдания за правду безвинно казненного солдата Сотникова, с одной стороны, и в то же самое время оценить поступок предательства старшины Рыбака, который переходит на сторону врага и становится полицаем.
А какой конкретно выбор делать, решать каждому самостоятельно. Ведь Господь дал нам свободу нравственного выбора, и этим мы, люди, существенно отличаемся от животных. Только всегда нужно помнить о том, что по закону жизни каждый двенадцатый в конечном итоге и становится предателем.