Александр Бабук: Христианство как ценностный базис традиционных семейных ценностей Союзного государства

Блоги

Современное человечество XXI века живет в эпоху глубочайшего кризиса, который характеризуется сменой технологического уклада жизни. Этот антропологический сдвиг проявляется во всех ареалах человеческой деятельности – политике, экономике, экологии, культуре, а также социальной и ценностной сферах.

Особенно остро этот кризис ощущается в институте семьи, поскольку, как говорил еще В. И. Ленин, семья является ячейкой человеческого общества и, соответственно, все происходящие в обществе процессы получают свое незамедлительное отражение в семье. В связи с этим возникает необходимость говорить об укреплении института традиционной семьи.

Александр Бабук: Почему я выбираю православие

Глобализационные процессы, характерные для всего современного европейского человечества, затрагивают интересы в том числе и белорусской семьи, модель которой в настоящее время претерпевает существенные изменения. Е.К. Погодина в своем исследовании, посвященном состоянию белорусской семьи, отмечает такие тенденции развития в белорусской семье как: рост числа нуклеарных семей, исключающих сожительство и жизнедеятельность всех кровных родственников; падение рождаемости (рост абортов – прим. А.Б.) в связи с сокращением доли многодетных семей и распространением модели однодетной семьи; увеличение количества разводов; рост количества незарегистрированных браков, предполагающих только совместное проживание; увеличение возраста вступления в брак и соответственно среднего возраста женщины, родившей первенца; традиционных семейных ценностей; рост равноправия супругов в браке, изменение структуры лидерства в семье; снижение эффективности взаимодействия в семье и утрата культуры совместного время провождения; недостаточная социально-психологическая подготовка молодежи к семейной жизни; снижение ответственности родителей за рождение и воспитание детей; появление нетрадиционных форм семейных отношений.

В Западной Европе кризисная ситуация вокруг института семьи выглядит, на наш взгляд, еще более драматичной. Уже давно известно, что во многих европейских странах, таких как, к примеру, Германия, Швеция, Норвегия, Франция официально узаконены так называемые однополые браки и возможность принятия официального опекунства детей в этих однополых семьях, а в некоторых странах также еще разрешен так называемый выбор пола.

Буквально недавно стало известно, что в Верховный Суд Германии узаконил так называемый «третий пол» или «интерсекс». Графу, посвященную половой идентичности, в свидетельстве о рождении ребенка в Германии разрешено оставить пустой еще с 2013 года, когда немецкое руководство приняло соответствующий закон. Данные примеры свидетельствуют о том, что, отрицая естественную потребность человека в создании традиционной нуклеарной семьи с мужчиной и женщиной и, тем самым отрицая семейные ценности, европейская цивилизация поставила весь европейский народ и все человечество в целом на грань антропологической катастрофы.

Среди тенденций развития современной белорусской семьи, отмеченных Е.К. Погодиной, одной из важнейших, на наш взгляд, является изменение традиционных семейных ценностей. Само слово ценность может быть рассмотрено в рамках антропологии как методологии по исследованию человека, деятельность которого охватывает весьма различные сферы. И в то же самое время ценность как один из важнейших элементов, придающих многогранной деятельности человека определенное осмысление, в современной гуманитаристике рассматривается не только с помощью аксиологии как науки, изучающей ценности, но также является предметом исследования многих других гуманитарных наук, таких как психология, социология, культурология, педагогика и т.д., функционирующих в недрах антропологии, предполагающей исследование человека в единстве его духовных и телесных практик.

В этом смысле одной из фундаментальных междисциплинарных задач современного подхода к человеку является разумное сочетание глобального образования, воспитания и национально-патриотического аспекта. Ценность семьи в данном случае может стать даже некой идеологемой Союзного государства России и Беларуси, поскольку именно семья и семейные традиции составляют основу белорусского и российского народов.

В основе же самого ценностного базиса Союзного государства России и Беларуси лежит христианство, которое исторически сформировало то, что современные философы называют восточнославянской цивилизацией. Об этом писал в частности известный русский писатель Ф.М. Достоевский, который в своих произведениях всегда подчеркивал не только роль семьи в становлении человека, но и значительное место религиозной основы, поскольку человек реализует себя в свободном выборе между добром и злом.

«Дьявол с Богом борятся и поле битвы – сердца людей», – именно эти слова произносит Алексей Карамазов, один из героев «Братьев Карамазовых» – величайшего романа Достоевского.

На наш взгляд, изучение ценностей современной семьи в Союзном государстве России и Беларуси необходимо осуществлять сквозь призму антагонистической дихотомии, проявляющейся в борьбе добра и зла, поскольку человек из-за своего грехопадения стал несовершенен и, поэтому, как пел в свое время В. С. Высоцкий, «вся история человечества есть история болезни». Болезнь это заключается в том, что стремясь к комфортной для себя жизни, человек разрушает фундаментальные основы своего бытия, и в первую очередь семью.

В этом смысле христианство как ценностный фундамент восточнославянской цивилизации, к которой и принадлежит народ России и Беларуси, предстает неким сводом правил и законов сохранения уклада семейной жизни.

С точки зрения христианства семья основывается на любви. Новозаветные заповеди, данные человеку Иисусом Христом, предполагают любовь в двух проявлениях – любовь к Богу и любовь ближнему. Причем одно проявление любви без другого оказывается не в состоянии обходиться. В семье эта любовь проявляется в иерархии отношений мужа, жены и детей. Согласно христианскому представлению о браке, главой семьи является мужчина, точно также как Христос выступает главой Церкви. И как Христос любит и заботится о людях, находящихся в Церкви, так и мужчина должен любить и заботиться о своей семье. Жена же и дети являются теми, кто служат мужчине, мужу и отцу, который за семью отвечает. Уподобить эту иерархию можно также на примере модели современного государства, где президент как представитель законодательной власти (муж) издает указы и распоряжения, а премьер-министр как представитель исполнительной власти (жена) их исполняет вместе с детьми, которые олицетворяют население мини-государства под названием семья.

Семейная ценность в данном случае проявляется, прежде всего, в ответственности одного человека за другого: мужчина как глава семьи, идентифицируя себя перед Богом, несет ответственность за семью, а женщина соответственно перед мужчиной. Именно поэтому, на наш взгляд, наиболее приемлемым пониманием ценности является определение Р. Ингардена, который в своем трактате «Книжечка о человеке» определяет ценность, прежде всего, как ответственность, которую человек реализует, совершая тот или иной поступок.

Таким образом, традиционные семейные ценности сегодня переживают трансформацию в результате того, что живущий в эпоху антропологических сдвигов современный человек находится в кризисе, который проявляется во всех сферах своей жизнедеятельности, и в первую очередь в семье. Вот почему вопрос, касающийся укрепления семьи, является одним из важнейших в современной гуманитарной науке. Если мы признаем институт традиционной семьи как ценность, где христианство выступает в роли фундаментальной аксиологической основы, тогда традиционные семейные ценности будут способны оказать содействие в становлении ценностного базиса Союзного государства России и Беларуси.

Опубликовано в материалах круглого стола «Традиционные семейные ценности как основа Союзного государства»

Оцените статью
Наш Гомель - Новости Гомеля сегодня
Добавить комментарий

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.