Site icon Наш Гомель — Новости Гомеля сегодня

Сколько лет белорусской государственности?

Около ста лет назад наш народ был втянут в водоворот революций, в горниле которых были заложены основы государственности современной Беларуси. Именно в тот сложный период на карте мира возникла новая страна.

Точнее, две страны: Белорусская Народная Республика (БНР) и Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). В начале XX века наш народ начал обретать элементы национальной государственности, формировать границы, создавать органы власти, вырабатывать собственное законодательство.

Шаманы и бубны Бегомльской народной республики

Однако до сих пор историческое наследие БНР и БССР принято противопоставлять. Некоторые историки и политики утверждают, что БНР – это буржуазное псевдогосударство, провозглашенное горсткой помещиков и национально ориентированной интеллигенции вначале в условиях немецкой оккупации, затем оказавшееся под оккупацией польской, а потом и вовсе ставшее «правительством в эмиграции». Никакой поддержкой населения БНР не пользовалась, многие белорусы даже не подозревали о ее существовании. Потому лишь БССР, провозглашенная как государство рабочих и крестьян, с опорой на широкие народные массы, может считаться предшественником современной Республики Беларусь.

Сторонники другой версии считают, что именно правительство БНР являлось единственной законной властью, стоявшей на национальных белорусских позициях, а БССР якобы была лишь марионеточным образованием в составе большевистского СССР, не отражавшим истинных чаяний и стремлений белорусов. Словом, пытаться сегодня разделить события тех далеких лет и их участников на «правильных» и «неправильных» – дело неблагодарное.

Одной из многочисленных причин Февральской, а затем Октябрьской революции 1917 года был так называемый национальный вопрос. В Российской империи проживало множество различных национальностей, которые не имели своего политического представительства в органах власти, не могли развивать образование на родном языке, некоторые из них (например, евреи, поляки) подвергались дискриминации. Свержение царизма привело к пробуждению национального самосознания. Возрождаются старые партии и возникают новые: БСГ, БПНС, БСДРП, белорусские автономисты – с десяток организаций самой разной идеологической направленности, от радикальных революционеров-социалистов до консервативных помещичье-клерикальных партий. Одна беда – все эти политические силы были весьма малочисленны, не обладали сколько-нибудь заметным влиянием на народные массы.

Тем не менее белорусские партии и организации попытались объединиться. Летом 1917-го они создали Центральную раду белорусских организаций, которая осенью того же года была пере­именована в Великую белорусскую раду. Члены всех белорусских организаций платили однопроцентный налог от дохода на нужды своей партии, кружка или другого объединения. 25% налогов каждая организация перечисляла Центральной, а потом Великой раде, на эти деньги и осуществлялась политическая деятельность.

Если Февральскую революцию белорусские партии восприняли в целом положительно, то события Октября вызвали у них скорее негативную реакцию. Наша газета уже рассказывала об установлении советской власти на Минщине. Большевикам вооруженным путем пришлось преодолеть сопротивление эсеровского Комитета спасения революции, созданного в Минске и поддержанного Великой белорусской радой. Лишь 2 ноября город перешел под полный контроль большевиков. Власть взял в свои руки Военно-революционный комитет (ВРК), который вначале возглавлял А. Мясников, а потом К. Ландер.

В это время по всей России проходила подготовка к Учредительному собранию, на котором демократическим путем должна была решиться судьба страны.

На территории Беларуси для укрепления своих позиций большевики инциировали проведение нескольких съездов народных представителей от разных социальных групп. 18 ноября в Минске прошел III съезд Советов крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний, на котором присутствовали 335 человек, в основном солдаты Западного фронта, призванные из соответствующих белорусских губерний. Съезд поддержал деятельность большевистского правительства в Петрограде, одобрил принятые декреты о мире и о земле, а также решил отдать свои голоса за большевистский список делегатов Всероссийского учредительного собрания. На следующий день, 19 ноября, состоялся съезд Советов рабочих и солдатских депутатов Западной области, на котором также была поддержана позиция большевиков и избран пробольшевистский исполком. Наконец, 20–21 ноября прошел II съезд армий Западного фронта. 714 делегатов съезда выбрали нового главнокомандующего Западным фронтом – им стал лидер Северо-Западного областного комитета РСДРП(б) Александр Мясников. Также съезд сформировал новый Фронтовой комитет – признаваемый солдатами орган власти, среди 100 членов которого 80 мест было отдано большевикам.

За казенный счет и праздник веселее

В результате большевики смогли создать на фронте и в прифронтовой полосе реально действующее правительство. Из членов исполкомов трех вышеназванных съездов, а также из проф­союзных организаций 26 ноября 1917 г. был сформирован орган власти – Областной исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта, или Облискомзап. Возглавил его Н. Рогозинский. При Облискомзапе был создан Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с К. Ландером.

В декабре 1917-го Минск стал ареной столкновения Облискомзапа и белорусских организаций. Последние воспринимали большевистские органы власти в качестве временных, созданных не населением, а пришлыми фронтовиками. Еще в конце октября Великая белорусская рада начала подготовку к Всебелорусскому съезду, а в ноябре к ней присоединился Белорусский национальный комитет, созданный в Петрограде благодаря усилиям большевика А. Червякова и получивший от правительства Ленина не только разрешение на проведение съезда, но и 50 тысяч рублей на расходы.

Воодушевленные таким развитием событий 5 декабря в Минском городском театре около 500 представителей национальных белорусских организаций провели первое заседание Всебелорусского съезда. За 13 дней его работы количество участников увеличилось до 1872. Съезд выступил за автономию Беларуси в составе Советской России (то есть о суверенитете речи не шло), за социалистическую ориентацию края, однако не признал Обл­искомзап, а решил создать собственные органы власти – Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Это было роковое решение. Вскоре к зданию театра по приказу большевистского СНК был подтянут 1-й революционный полк имени Минского Совета, и работа съезда была остановлена. Несколько десятков делегатов съезда на следующий день подпольно, в здании депо Либаво-Роменской железной дороги объявили единственной законной властью в крае исполком съезда. На этом его деятельность временно прекратилась.

Все эти события происходили на фоне начавшихся 9 декабря 1917 года в Бресте мирных переговоров между Советской Россией и Германией. Поскольку представитель Советской России Лев Троцкий не был готов согласиться на огромные территориальные притязания со стороны Германии, 18 февраля 1918 года германское командование, нарушив перемирие, начало наступление. Немецкие войска стремительно двинулись к Минску, откуда спешно эвакуировались представители Облискомзапа. И тогда 21 февраля 1918 года Исполком Всебелорусского съезда обратился к народу Белоруссии с Уставной грамотой, где объявлял себя временной властью на территории Белоруссии. Возможно, члены Исполкома продолжили бы выработанный съездом курс на создание автономной республики в составе России, но 3 марта 1918 года между Советской Россией и Германией был заключен Брестский мир, согласно которому Западная Беларусь становилась частью германской империи. Это вызвало в белорусском национальном движении усиление стремлений к независимости, и 9 марта 1918 года Исполком принял 2-ю Уставную грамоту, в которой объявил Белоруссию Народной Республикой – БНР. А 25 марта 1918 года Рада Белорусской Народной Республики приняла 3-ю Уставную грамоту, в которой провозглашалась независимость БНР.

Члены Рады БНР направили приветственную телеграмму кайзеру Вильгельму – и навсегда вошли в историю как предатели-коллаборационисты. Кроме того, Рада БНР, по сути, отказалась от социалистического курса, принятого на I Всебелорусском съезде, из-за чего в ней произошел раскол и ее ряды покинули эсеры и социал-демократы. Никакой реальной власти, собственного управленческого аппарата, армии, финансовой системы в условиях немецкой оккупации у БНР не было и быть не могло. Это образование не было признано практически никакими другими странами. Поэтому первый опыт провозглашения белорусской государственности надо признать полностью неудачным. Идея создания белорусского национального государства была воплощена 1 января 1919 года, с провозглашением БССР.

Алексей Беляев

Exit mobile version